Эксперты: "Коллективной порки" России в Петербурге не будет

15 июля в Санкт-Петербурге начнет работу саммит « Большой восьмерки ». Интерес к подобного рода событиям всегда велик. В этом году – особенно, поскольку Россия впервые принимает лидеров стран, входящих в G-8.

Нетрудно проследить взаимосвязь между саммитом в Петербурге и шквалом критики России в западной прессе. Да и не только в прессе – достаточно вспомнить резкие высказывания в адрес нашей страны со стороны вице-президента США Ричарда Чейни.

Однако стоит отметить и другой факт – российское руководство не ушло в глухую оборону. Москва не отмалчивается, не делает вид, будто ничего не происходит. Напротив – активно полемизирует с критиками. Порой довольно жестко, что, вне всякого сомнения, многим на Западе не нравиться. Трудно избавиться от привычки судить о России как о слабом государстве, руководство которого не в состоянии отвечать за свои слова и дела… Подобный стереотип, сложившийся в 90-е годы, до сих пор переносят на современную Россию.

Накануне саммита «Большой восьмерки» «Правда.Ру» обратилась с российским экспертам с вопросом о том, чего они него ожидают.

Владимир Разуваев, руководитель Центра экономических и политических исследований и разработок

- В первую очередь я ожидаю от саммита «Большой восьмерки» каких-то решений, которые могли бы оздоровить мировую экономику. Фондовые рынки сейчас показывают больше минус, чем плюс и эти решения могли бы повлиять на стимулирование экономического роста. Это самое главное - то, чем и занимается «Восьмерка» по-большому счету.

Еще одна важная проблема – жизнеспособность этой представительной организации. Будущее «Восьмерки» зависит от возможности ее расширения. И я надеюсь, что будут приняты решения в пользу приема в организацию новых членов – прежде всего Индии и Китая .

Это что касается глобальных вещей. А если говорить о более частных проблемах, то я надеюсь на взаимопонимание между Путным и Бушем, взаимопонимание между нашим лидером и другими лидерами. Надеюсь также, что вал критики в адрес нашей страны уменьшится, что сама Россия сделает шаги, которые покажут всему миру (и самой России), что вопросы демократии нашей стране небезразличны.

- А что Вы думаете по поводу проблем энергетической безопасности? Будут ли во время работы саммита приняты какие решения на этот счет?

- Я думаю да, но это будут общие декларации о важности обеспечения энергетической безопасности. На таких встречах лидеры государств не принимают конкретных решений. Они дают сигнал мировому сообществу: «Мы считаем, что…» Выработка конкретных решений – удел дипломатов и экспертов по тем или иным проблемам.

Главная проблема России в сфере энергетики и энергоресурсов связана с Европейским Союзом, который требует от нас присоединения к Энергетической хартии . Но на условиях, которые абсолютно невыгодны нашей стране. Об этом говорил уже президентВладимир Путин – Евросоюз требует допуска к нашим ресурсам, одновременно не допуская нас на свои рынки. Сначала нужно решить проблемы с Евросоюзом, а потом уже обсуждать их в более глобальном масштабе.

Дмитрий Орлов,  директор Агентства политических и экономических коммуникаций

- Я жду консолидации мирового сообщества по решению тех проблем, о которых было заявлено – энергетической безопасности , борьбы с терроризмом, распространением заболеваний. Я ожидаю, что по вопросу энергетической безопасности будет принят план Владимира Путина. Хотя, конечно, обсуждение этого плана не займет все время работы саммита.

На мой взгляд, саммит в Санкт-Петербурге – это признание того факта, что Россия окончательно стала полноправным членом «Большой восьмерки».

Что же касается антироссийской кампании, которую мы наблюдали на Западе в последние месяцы, то полагаю, что она идет на спад. Заметно, что она ведется скорее по инерции. Очевидно, что добиться от России уступок пропагандистской шумихой невозможно. Ясно, что наша страна имеет свои интересы и не поступится суверенитетом. Полагаю, что саммит пройдет спокойно, без обвинений в адрес России. Время обвинений уже прошло.

Борис Макаренко, первый заместитель генерального директора Центра политических технологий

- Я не ожидаю от саммита каких-то прорывов. Просто потому, что не реализуется ни один из трех сценариев, о которых постоянно говорят.

Первый из них – председательство России в «Большой восьмерке» не принесет ей колоссальных внешнеполитических дивидендов. Но ограниченный выигрыш для нашей страны, конечно, будет. Все-таки Россия впервые председательствует в «Восьмерке», саммит состоится, несмотря на то, что на Западе постоянно раздавалась критика в адрес нашей страны и высказывались сомнения в правомерности присутствия России в этой организации.

Не будет реализован и сценарий «коллективной порки» России за «качество демократии». В роли «строгих надзирателей» сейчас выступают американцы, европейцы в меньшей степени. Но очевидно, что основной пропагандистский «выхлоп» на эту тему состоялся до саммита. Во время переговоров в Санкт-Петербурге эту позицию как-то может обозначить Джордж Буш , и то больше потому, что если он этого не сделает, то президента «заклюют» его же оппоненты в США . Но эта тема на саммите явно не будет доминирующей.

Третий сценарий – на повестку дня поставлены глобальные проблемы и они получат определенное продвижение. Мы увидим красивые декларации, написанные опытными дипломатами, в которых вероятно будут даже предложены какие-то меры. Но по главному пункту – энергетической безопасности –  может быть удастся только нащупать какие-то точки соприкосновения, в первую очередь с Европой. Радикального решения проблем ожидать не стоит.

Олег Артюков
Автор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить