Шотландия все-таки может стать независимым государством. Максимум через два года пройдет референдум о ее отделении от Великобритании. Право на самостоятельное существование шотландцы заслужили больше, чем любой другой "сепаратистский" регион Европы. Но пока не факт, что они им воспользуются.
Все последние дни в Лондоне и шотландской столице Эдинбурге кипели страсти по поводу того, когда же проводить голосование. 9 января премьер-министр Великобритании и лидер Консервативной партии Дэвид Кэмерон заявил о том, что не надо откладывать референдум в долгий ящик, и проводить его нужно не позднее осени 2013 года. Он добавил, что затягивание процесса плохо скажется на экономике Шотландии, поскольку бизнесу лучше знать политические перспективы региона.
С Кэмероном согласились представители двух других ведущих партий Великобритании — либерал-демократы и лейбористы. Британские аналитики отмечают, что ускорение процесса выгодно Лондону. По некоторым данным, сегодня за отделение от Британии готовы голосовать только 29 процентов шотландцев, но сепаратисты за ближайшие годы могут многих переубедить. Поэтому надо "ковать железо", пока оно горячо.
Читайте также: Шотландия между независимостью и выгодой
Со своей стороны, первый министр Шотландии и лидер сепаратистской Шотландской национальной партии (ШНП) Алекс Сэлмонд хочет еще год подождать с референдумом. "Датой проведения референдума должна стать осень 2014 года. Причина в том, что это — самое важное решение, которое Шотландии предстоит принять за последние 300 лет. Если мы хотим сделать все как следует и провести все необходимые дискуссии, то нам надо стремиться к этой дате", — подчеркнул Сэлмонд.
Кроме того, лидер шотландских националистов обвинил британское руководство в том, что оно ведет нечестную игру, манипулируя мнением жителей региона. "Шотландия выступает против того, чтобы ей что-то навязывали. А они (британское правительство) сейчас пытаются провести референдум в спешке", — отметил Сэлмонд.
Споры между Лондоном и Эдинбургом сегодня идут по каждому пункту. Так, англичане склоняются к тому, чтобы итоги референдума носили рекомендательный характер, шотландцы настаивают на обязательном. В Эдинбурге требуют предоставить право голоса 16- и 17-летним жителям, в Лондоне — против. Англичане дают понять, что без их согласия итоги голосования не будут иметь никакой юридической силы. Они также не допускают третьего пункта — о расширении автономии, против чего шотландцы не возражают.
Читайте также: Уэльс — трофей для английских принцев
Как видно, страсти уже закипели. Едва ли англичане, только несколько десятилетий назад потерявшие огромную колониальную империю, захотят просто так лишиться и достаточно богатой территории на севере острова Великобритания. Да и сами шотландцы никогда не были особо угнетаемыми — их элита давно уже является частью британской элиты, а простые жители имеют те же права, что и жители Англии. Впрочем, не все так просто.
Если глянуть на проблему с точки зрения истории — вряд ли найдется в Европе "сепаратистский" регион, который бы заслуживал независимости больше, чем Шотландия. Королевство с одноименным названием появилось на карте аж в 843 году, и долгие века оно боролось с Англией. Последняя не раз пыталась завоевать северных соседей, но сделать это не удалось. Однако английское влияние в Шотландии становилось все сильнее. Так, английский язык постепенно вытеснил гэльский (кельтский).
В 1603 году на английский престол взошла шотландская династия Стюартов, но это только увеличило английское влияние — особенно экономическое. В 1707 году Шотландия перестала существовать как независимое государство. Объединение с более богатой Англией местная знать сочла за благо. Единственными атрибутами независимой Шотландии остались отличная от английской судебная система и своя церковь (пресвитерианская, а не англиканская). Шотландцы стали такими же, как и англичане, подданными Британской короны.
Читайте также: Разъединенное королевство: кризис может уничтожить Британию
Во многом благодаря англичанам в Шотландии возникли судостроение, машиностроение, добыча нефти на шельфе Северного моря. Не было никаких препятствий для политической карьеры шотландцев — они неоднократно становились премьерами Великобритании. Однако почти полная утрата своего языка и необходимость подчиняться Лондону задевала самолюбие шотландцев. И это обстоятельство посеяло-таки в ХХ веке почву для организованного сепаратизма.
В середине 1930 годов на политической карте Британии появилась Шотландская национальная партия. Спустя 40 лет за нее голосовала уже треть шотландцев. В 1979 году была предпринята первая попытка восстановить шотландский парламент, но она провалилась из-за низкой явки. Через 20 лет парламент, наконец, заработал. В его компетенцию вошли вопросы образования, здравоохранения, сельского хозяйства, охраны окружающей среды, правосудия, культуры, туризма. Преобладали в парламенте лейбористы — однопартийцы тогдашнего премьера Великобритании шотландца Тони Блэра.
В 2007 году грянул гром. Относительное большинство мест в парламенте Шотландии получила Национальная партия, а ее лидер Алекс Сэлмонд стал премьер-министром. Он практически сразу же заговорил о том, что в 2010 году пройдет референдум о независимости. Однако с первой попытки его провести не удалось. Либерал-демократы, входившие в правительство вместе с националистами, были от такой идеи не в восторге. Однако по итогам выборов 2011 ШНП укрепила свои позиции. Теперь она формирует кабинет единолично, и вопрос о референдуме вновь встал на повестку дня.
Читайте также: Россия может ударить по Британии руками шотландцев
Сегодня Шотландия уже располагает некоторыми атрибутами независимого государства. У нее есть свой шотландский фунт стерлингов, равный английскому. Есть свои сборные по футболу и регби. Экономической основой независимой Шотландии могут стать нефть и газ на шельфе Северного моря, электронная промышленность Глазго, местные замки и озера, виски. Однако Англия — все равно область более развитая, и лишение дотаций из Лондона (по крайней мере, на первых порах) больно ударит по шотландской экономике.
Опросы, иллюстрирующие колебания общественного мнения, показывают совершенно разные цифры. Некоторые дают 25 процентов за независимость, некоторые — все 70. "Би-би-си" отмечает, что сторонников и противников независимости примерно поровну, и это близко к истине. Как и то, что многие шотландцы колеблются, выбирая между дотациями из Лондона и национальной гордостью. И интрига будет разрешена только после подведения итогов референдума. Сейчас их предсказать очень трудно.
Быть может, уже скоро на политическую (на футбольной она и так есть) карту мира вернется независимая Шотландия. В таком случае название "Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии" будет выглядеть как анахронизм. Впрочем, такой поворот событий пока не предопределен.
Читайте самое интересное в рубрике "Мир"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.