Насколько сильна русофобия в Польше?

В последнее время отношения России и Польши  были накалены до предела. Кто-то пытается объяснить происходящее имеющей место в Польше русофобией. Существует ли в действительности это явление и в чем суть проблемы? Чтобы получить ответ на этот вопрос, обозреватель "Правды.Ру" лично отправился в эту страну. Ситуацию комментирует исполнительный директор "Открытого клуба международный диалог" Григорий Амнуэль.

 

Как известно, российско-польские отношения оставляют желать лучшего. И говоря о "самых недружественных" России странах, многие эксперты в числе "первых" называют Польшу. И это не случайно. Заметим, что в конфликтах между Москвой и ее соседями Варшава традиционно выступала на стороне последних, будь то Грузия, Украина или Эстония. На памяти еще неостывшие скандалы по поводу запрета на ввоз в Россию "польского" мяса, напряженность из-за поставок в Европу энергоносителей и многое другое.

Читайте: Качиньский не научит Саркози "правильно" ругать Россию.

Всё это накладывается на, мягко говоря, небезоблачную историю двусторонних отношений. Дело в том, что русско-польский конфликт, то затухая, то вновь разгораясь, существует уже около тысячи лет. И мало с кем Россия воевала столько же, сколько с Польшей. И за это время у Варшавы и Москвы накопилось немало взаимных исторических претензий.

И у Польши довольно много обид на восточного соседа. Это и участие России в трех разделах Польского государства, и неоднократное подавление национально-освободительных восстаний и, разумеется, советизация и всё то, что с ней связано. Однако есть ли русофобия в Польше? Учитывая накал двусторонних отношений в последнее время, подобное опасение было во многом оправданным.

Но, разумеется, ответ на этот вопрос можно получить, лишь только побывав в этой стране самому и пообщавшись с ее жителями. Кое-кто даже пытался разубедить в необходимости подобной поездки, вспоминая, как в Варшаве в свое время избили детей российских дипломатов.

Однако оказалось, что такое путешествие таило в себе массу открытий. Во-первых, за все время своего десятидневного пребывания в Польше – ни в Варшаве, ни в Кракове, ни в южных приграничных со Словакией районах нигде не ощущалось предвзятого отношения. И это при том, что автор этих строк всячески подчеркивал свое гражданство, хотя именно в борьбе с России братья Качиньские поломали столько копий, разговаривали в полный голос по-русски и вообще открыто демонстрировали свою "московитость".

Надуманными байками оказались и россказни о том, что, заслышав русскую речь, хозяева магазинов и ресторанных заведений захлопнут перед вашим носом дверь. Напротив, они наперегонки стремились услужить "русскому пану", впрочем, делая это не раболепно, а чисто по-дружески, что сильно напомнило знакомую до боли радушную к русскому туристу Болгарию.

Впрочем, в "практическом плане" подобное отношение понятно: глупо было бы лишать себя выручки. Поэтому решаем спуститься "за правдой" "в низы". В качестве "индикатора" решено опробовать старый проверенный способ: попросить помощи в нахождении той или иной улицы.

Помня о печальном опыте, полученном в 90-е гг. в некоторых странах бывшего постсоветского пространства, когда задав подобный вопрос кому-то из местных и воспользовавшись их ответом как к руководством к действию, кое-кто из членов нашей группы оказывался на вокзале, мы были заранее готовы к такому развитию событий. Однако, зная о том, кто мы такие, "аборигены" с огромной радостью помогали нам разобраться с нашим неведением и грамотно показывали нужные нам объекты в том или ином польском городе.

Но может быть, мы просто не оказались в нужном месте в нужное время? И вот, в поисках приключений отправляемся по "злачным местам", в ночные заведения и бары, туда, где собирается молодежь, и где поведение местных жителей обещает быть гораздо более откровенным. Но и тут, вместо ожидаемого выяснения отношений окружившие нашу малочисленную молодые люди наперебой стали угощать нас местными горячительными напитками и расспрашивать о жизни в России, а симпатичные девушки оказались не против познакомиться поближе.

Через какое-то время в кампанию влились и поляки куда более почтенного возраста, предавшиеся, к нашему вящему удивлению, ностальгии по "старым временам Варшавского договора". По их словам, тогда гражданам Польского государства не приходилось ездить на заработки за тридевять земель, скитаясь по Ирландии и США на положении гастарбайтеров.

Однако дыма без огня не бывает и проблема в отношениях двух стран существует. Что же на самом деле происходит в Польше? На этот вопрос "Правде.Ру" ответил исполнительный директор "Открытого клуба международный диалог", руководитель "Школы экономического форума, социального менеджмента и гражданских инициатив" в Польше Григорий Амнуэль. "Никакой русофобии в Польше в действительности нет, но есть неприятие поступков определенных структур, которые там считаются недружественными. Есть проблемы в отношениях с властями другого государства. И это диктуется их поступками. И если они не задумываются о последствиях своих шагов, если не понимают польских граждан, то и получают соответствующее отношение", - сказал он.

"В качестве последнего примера приведу пример, когда на 60-летии празднования Победы во Второй мировой войне о роли польского народа в ее достижении по сути забыли. Так, рядом с высшими лицами Российского государства на самой церемонии присутствовал бывший маршал Войцех Ярузельский, а настоящий польский лидер Александр Квасьневский сидел в заднем ряду. Существует также немало других примеров, раздражающих и обижающих польскую сторону. Например, то, что российские власти закрывают доступ к архивным материалам по Катынскому делу",  - отметил он.

И эта недоговоренность действительно сильно отравляет двусторонние отношения. Напомним, что в марте–мае 1940 г. органы НКВД расстреляли тысячи пленных польских офицеров. И до сих пор значительная часть архивных материалов по этому делу засекречена, что вызывает сильное недовольство польской стороны. Некоторые из наиболее радикальных польских политиков выступают за то, чтобы выставить России счет за каждого из безвинно погибших.

Впрочем, списывать всю вину на Москву не стоит. У России также существуют свои вопросы к Польше. В первую очередь, дело касается не менее 60000 погибших в польских концлагерях в 1919–25 гг. красноармейцев и представителей антисоветских формирований, имевших несчастье оказаться в руках подручных создателя нового Польского государства маршала Юзефа Пилсудского.

Однако в отношениях Польши и России не все потеряно. Варшаве и Москве стоит остановиться, прекратить заниматься "пересчетом костей" по причине бесперспективности этого занятия, наносящего один только вред авторитету как Польши, так и России, и начать историю отношений с чистого листа. Благо,  возможности для этого существуют.

Автор Сергей Балмасов
Сергей Балмасов — журналист, бывший корреспондент международного отдела Правды.Ру, эксперт Института Ближнего Востока *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить