Карьеру Блэра погубило равнение на Вашингтон

На посту премьера он взял блестящий старт – добился примирения в Ольстере и поднял экономику. Но внешняя политика перечеркнула все усилия – решив следовать в фарватере Вашингтона, он потерпел полный крах, а укрывательство некоторых «политических беженцев» омрачило отношения с Москвой. Тони Блэр назвал точную дату своей отставки.

То, о чём говорили многие месяцы, и что до последнего момента интриговало Великобританию, да и весь мир – свершилось. 54-летний премьер-министр Тони Блэр в четверг объявил, что 27 июня подаст прошение об отставке. Блэр останется в истории как первый премьер-лейборист, занимавший свой пост три срока подряд. Его запомнят и по заметным успехам, и по очевидным провалам как во внутренней, так и во внешней политике.

Энтони Чарльз Линтон Блэр родился 6 мая 1953 года в столице Шотландии Эдинбурге в семье юриста. Он закончил престижную частную школу «Феттес-колледж» в Эдинбурге, затем – колледж Сейнт-Джонс, который является составной частью Оксфордского университета.

Заниматься политикой Блэр начал в годы учёбы после того, как прочитал биографию Льва Троцкого и вступил в Лейбористскую партию. Тяга к политической деятельности усилилась после того, как в 1975 году он начал работать в адвокатской конторе Дэрри Ирвина, близкого к руководству лейбористов.

Уже в 1983 году Блэр был избран депутатом Палаты общин от Седжфилдского округа на севере Англии. В целом же в те годы Лейбористская партия ничего не могла противопоставить ни Тэтчер, ни сменившему её в 1990 году на посту премьер-министра и руководителя Консервативной партии Джону Мейджору.

Было ясно, что в партии нужны перемены. И лейбористы обратили свой взор в сторону на молодого и амбициозного Блэра. В 1992 году будущий премьер был избран в Исполнительный комитет партии, а в 1994 году возглавил её, став самым молодым лидером лейбористов за все годы существования партии.

Программа Блэра была почти революционной. Вопреки прежним установкам лейбористов дистанцироваться от США, он выразил желание следовать в фарватере американской политики. Он смог продавить решение об отмене пункта об обобществлении средств производства, который являлся основой экономической программы Лейбористской партии. За это многие соратники называли его «тэтчеристом» и предателем, но время показало правоту Блэра.

Во время предвыборной кампании 1997 года блистательный оратор и полемист Блэр ловко использовал как козыри своей партии, так и просчёты консерваторов. В частности, ни Тэтчер, ни Мейджор никак не могли решить проблему Северной Ирландии, которая в 1980-начале 1990-х гг. постоянно аукалась в разных городах Англии терактами. Кроме того, в стране ухудшалась экономическая обстановка. В итоге, лейбористы впервые за 18 лет одержали победу на выборах, а сам Блэр стал 2 мая 1997 года самым молодым за 185 лет премьер-министром Великобритании.

Став премьером, Блэр немедленно взялся за  проблем в Ольстере. Он вступил в переговоры и с руководством Ирландии, и с партией Шинн фейн, которая считается политическим крылом практиковавшей методы террора Ирландской республиканской армии (ИРА).

Сначала Блэру удалось добиться от лидеров католических и протестантских военизированных формирований прекращения огня, а 8 марта 1999 года премьеры Великобритании и Ирландии подписали документ о создании парламента и правительства Северной Ирландии, куда вошли как протестанты, так и католики. А в 2005 году ИРА вообще объявила о сложении оружия.

Примирение в Северной Ирландии можно считать главным достижением Блэра за все годы его премьерства. Несмотря на то, что переговоры о создании правительства Ольстера всё время срывались, теракты не возобновлялись. И за несколько дней до отставки терпение Блэра в этом вопросе было снова вознаграждено – 8 мая текущего года протестанты и католики наконец-то создали правительство Ольстера. Несмотря на то, что проблема полностью не решена, Блэр добился того, что на карте Европы стало одной горячей точкой меньше.

Многие годы Северная Ирландия вытягивала огромные средства из британской казны, и, прекратив конфликт, Блэр добился больших успехов в экономике и решении социальных проблем. После его прихода к власти был преодолён спад, и благодарные избиратели оценили это. В 2001 году Блэр стал премьером во второй раз, а в 2005 году – в третий. 11 мая 2005 года он стал первым в истории главой правительства от Лейбористской партии, кому удалось занять кресло премьера в третий раз.

В отличие от Ольстера и социально-экономических вопросов, во внешней политике Блэр вёл себя не так осмотрительно. Решив следовать в фарватере внешней политики США, он запятнал свою репутацию решением о начале бомбардировок Югославии весной 1999 года и участием в иракской войне четыре года спустя.

За слепое следование политике Джорджа Буша политические противники Блэра называли его «верной собакой» американского президента. Война в Ираке стала главной причиной катастрофического падения его рейтинга в 2006-2007 гг.

Что касается политики Блэра на российском направлении, то вину за их не самое лучшее состояние полностью возложить на него нельзя. Он стал первым западным лидером, который нанёс визит Владимиру Путину, который тогда ещё был и.о. президента. Между двумя лидерами завязались дружеские отношения, а сам Блэр воздерживался от резких выпадов в адрес России.

Неслучайно именно в годы его премьерства Путин стал первым за более чем 100 лет российским лидером, совершившим государственный визит в Великобританию.

Тем не менее, в годы правления Блэра в Лондоне нашли убежище многие разыскиваемые Генпрокуратурой России люди. Точки зрения Москвы и Лондона на «оранжевую революцию» на Украине или на статус Косово оказались противоположными.

Желание Блэра следовать в фарватере Буша, предоставив свою территорию для размещения элементов системы американской ПРО, также не укрепило отношения с Россией. Впрочем, за это Блэр подвергся критике и в Великобритании. Многие её жители не согласны с потерей былого величия и превращения в сателлита Вашингтона, не имеющего собственной внешней политики.

Залогом политического успеха Блэра во многом была образцовая личная жизнь. Женившись в 1980 году на дочери известного актёра Шерри Бут, Блэр ни разу не запятнал себя «походами налево». У супругов четверо детей, младший из которых, Лео, появился на свет в мае 2000 года. И здесь Блэр также оказался уникальным премьер-министром – он стал первым главой правительства, который взял отпуск по уходу за ребёнком. И уж точно первым премьер-министром, кто лично читал сынишке книги о Гарри Поттере.

Но как бы не был Блэр лично приятен народу, дни его как политика уже в 2006 году были сочтены. История с продажей мест в Палате лордов, в которой оказалось замешано окружение Блэра, стало поводом для отставки. Он взял паузу и объявил, что в 2007 году покинет пост премьер-министра, но точную дату не назвал, и заставил всех гадать, когда он передаст их ещё одному шотландцу Гордону Брауну. Желая не портить дела Лейбористской партии, Блэр устранился от её предвыборной кампании. Однако 3-4 мая 2007 года лейбористы на местных выборах уступили консерваторам.

Но самое тяжёлое поражение ждало Блэра в Шотландии. В 1997 году он разрешил провести на родине референдум, и большинство шотландцев высказалось за воссоздание местного парламента и появление правительства, формируемого по итогам парламентских выборов. Земляки были благодарны за это, но спустя 10 лет лейбористы всё равно впервые после войны потерпели здесь поражение. И кому проиграли – Шотландской национальной партии, которая ратует за проведение референдума о независимости. Хотя Блэр неоднократно выступал против этого, он в итоге может оказаться тем британцем, который поспособствует применению «косовского прецедента» у себя дома.

Тони Блэр смог стать во многих смыслах «самым» и «первым» - и как самый молодой лидер своей партии, и как первый трижды премьер-лейборист, и как первый глава правительства «в декрете». С одной стороны, он положил конец насилию в Ольстере и улучшил экономическое положение страны, с другой – позволил втянуть себя в войну в Ираке, а внешняя политика Великобритании лишилась самостоятельности. Он ратовал за независимость Косово, но создал условия, чтобы «косовский прецедент» возник в его родной Шотландии. Каково его место в истории – покажет время, но уже ясно, что своё видное место в мировой политике рубежа ХХ – ХХI вв. Блэр точно заслужил.

Автор Вадим Трухачев
Вадим Трухачев — журналист, бывший корреспондент и обозреватель Правды.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить