В Польше вынесен приговор по делу о введении в 1981 году военного положения и пресечении деятельности профсоюза "Солидарность". Бывшие руководители страны во главе с генералом Войцехом Ярузельским признаны "преступной группой". Похоже, что война с недавней историей в Польше выходит на новые рубежи.
"Нет сомнения, что в момент введения военного положения прямой угрозы военного вторжения (в Польшу) со стороны стран Варшавского договора не было, лидеры этих стран рассчитывали, что ситуация в Польше будет урегулирована местными властями", — сказано в решении Верховного суда Польши. Соответственно, руководство страны, введя военное положение, "сознательно нарушило закон", а потому его можно признать "преступной группой".
Не обошлось и без раздачи сроков отдельным лицам. 86-летний Чеслав Кищак, занимавший 30 лет назад должность министра внутренних дел, был приговорен к двум годам тюрьмы условно. Бывший первый секретарь Польской объединенной рабочей партии (ПОРП) 84-летний Станислав Каня оправдан. Тогдашнего руководителя страны 88-летнего генерала Войцеха Ярузельского по состоянию здоровья освободили от уголовной ответственности минувшим летом.
Читайте также: Польша: спасительное военное положение
Отметим, что данное решение логично вытекает из того вердикта, который год назад вынес Конституционный трибунал Польши. Весной 2011 года он признал введение военного положения противоречащим основному закону. Соответственно, теперь могут быть оспорены все решения судов, касающиеся несоблюдения комендантского часа или пребывания вне места регистрации. За подобные проступки в 1981–1983 годах были наказаны как минимум 170 тысяч оппозиционеров.
Нынешнее решение суда выглядит как сведение исторических счетов. Действующая конституция Республики Польша (РП) была принята в 1997 году, а речь в приговоре идет о событиях 1981-1983 годов. Тогда страна называлась по-другому — Польская Народная Республика (ПНР), и в ней действовал другой основной закон, в соответствии с которым военное положение и вводилось. Одна из ключевых норм любого демократического государства — закон не имеет обратной силы. Но в Польше она, похоже, не работает.
Кроме того, в нынешнем приговоре суд сделал отсылку к сложившейся тогда исторической обстановке. Люди в мантиях утверждали, что прямой угрозы военного вторжения не было. Многие документы той поры еще не рассекречены, но руководители социалистической Польши вполне могли в обстановке тех лет сделать совершенно обратный вывод. Не исключено, что у них была и какая-то секретная информация. И есть все основания подозревать, что вопрос о введении в Польшу войск других стран Варшавского договора (прежде всего СССР) стоял.
Читайте также: Историческая ложь Польши
Что ж, обратимся вслед за судом к событиям начала 1980-х годов. К означенному периоду польская социалистическая экономика была в кризисе, в стране возникли перебои с товарами первой необходимости, а власть активно брала кредиты на Западе. В таких условиях в 1980 году возник независимый профсоюз "Солидарность" во главе с электриком гданьской судоверфи Лехом Валенсой, который выдвигал не только экономические, но и политические требования вроде отмены цензуры и права на забастовку.
Активную помощь "Солидарности" оказывали тогдашние диссиденты — в том числе нынешний президент Бронислав Коморовский, а также братья Лех и Ярослав Качиньские. Поддержка шла и от Ватикана, где на папском престоле уже сидел поляк Иоанн Павел II. Свой вклад в радикализацию требований внесла польская служба Радио "Свобода" и другие западные СМИ. За считанные месяцы отделения "Солидарности"возникли вдесятках и сотнях городов, в нее влились сотни тысяч членов.
Постепенно раздавались все более громкие призывы к неповиновению "русской коммунистической власти", и многие поляки были готовы на них откликнуться. Возникла опасность гражданского противостояния, прямая угроза социализму в Польше. А если учесть, что похожие настроения наблюдались в Венгрии, ГДР и Чехословакии, Советский Союз рисковал столкнуться с угрозой распада социалистического лагеря.
Читайте также: Россия проигрывает Польше "войну памяти"
"Социалистическую Польшу мы в беде не оставим и в обиду не дадим… Пусть никто не сомневается в нашей решимости обеспечить свои интересы", — сказал на XXVI съезде КПСС в феврале 1981 года Леонид Брежнев. Вскоре в Варшаву отправился главный идеолог ЦК КПСС Михаил Суслов, потребовавший от польского руководства навести порядок. Примерно так же все обстояло перед введением советских войск в ГДР в 1953 году, в Венгрию три года спустя, в Чехословакию в 1968 году. Во время волнений в Польше 1956 года советские войска готовились войти в страну, но не вошли.
В таких условиях почти вся полнота власти в Польше перешла к многолетнему министру обороны, герою Второй мировой войны Войцеху Ярузельскому, но часть ответственности лежала на плечах оправданного ныне Станислава Кани как генсека правящей партии и осужденного Чеслава Кищака как главы МВД. Им нужно было одновременно не допустить выхода ситуации в Польше из-под контроля руководства и избежать введения советских войск.
В итоге выход был найден во введении военного положения, режим которого действовал с декабря 1981 по июль 1983 гг. "В ночь с 12 на 13 декабря (1981 года. — Ред.) на всей территории ПНР будет введено военное положение. Всю ответственность за этот шаг я возлагаю на себя… Надо связать руки авантюристам, прежде чем они столкнут Отчизну в пучину братоубийственной войны", — сказал тогда Ярузельский. Везде выключили телефоны, на улицах появилась военная техника. Почти всех лидеров "Солидарности" задержали.
Читайте: Российский счет за "Катынь наоборот"
К сожалению, не обошлось без крови. Всего за время действия военного положения погибли более 100 человек, тысячи были арестованы. Без злоупотреблений со стороны представителей власти не обходилось, но в целом всё делалось в соответствии с действовавшими тогда законами. Ярузельский неоднократно выражал сожаление по поводу имевших место жертв. Но все говорит о том, что генерал предотвратил еще большую кровь. А опасность введения советских войск, похоже, была. И здесь современные судьи лукавят.
"Это решение было обусловлено необходимостью. Если бы сегодня я оказался в аналогичных обстоятельствах, то сделал бы то же самое. В моей жизни было много трудных моментов, но тот был особенно драматичным. Ему предшествовали месяцы внутренних и внешних угроз, терзаний общества. В этой ситуации военное положение стало спасением от большой катастрофы", — сказал генерал в эфире Польского радио минувшей осенью, комментируя события тех лет.
Введение военного положения в 1981 году пристально изучают историки — как польские, так и зарубежные. Однако политики и судьи никак не могут оставить им на откуп те события. Сегодня у власти в Польше находятся бывшие деятели "Солидарности", которые занимаются сведением счетов с бывшими своими "обидчиками". А современный польский суд берет на себя функцию суда истории и Господа Бога, нисколько не считаясь с тем, что закон обратной силы не имеет.
Читайте самое интересное в рубрике "Мир"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.
Адрес страницы с ошибкой:
Текст с ошибкой:
Ваш комментарий: