Радован Караджич: человек-легенда и будущий герой судилища

В Белграде пойман разыскиваемый 13 лет лидер боснийских сербов Радован Караджич. На Западе уже раздаются восторги, Россия реагирует сдержанно, в Сербии ожидают акций протеста. Караджича трудно назвать ангелом, но и виноват в страшной бойне в Боснии отнюдь не только он. А Гаагский трибунал потирает руки в ожидании показательного процесса, который легко может вылиться в судилище над сербами в целом.

Караджич мог быть задержан непосредственно в центре сербской столицы в микрорайоне Врачар. В понедельник вечером. Между тем адвокат Караджича сделал сенсационное заявление. Его подзащитный был взят под стражу не в понедельник вечером, как передают основные СМИ, а в конце прошлой недели. Караджича даже уже подвергли первому допросу, и теперь его ждет Гаагский трибунал. А в Белграде опасаются массовых беспорядков, которые могут организовать националистические организации.

Читайте: Гаагский трибунал: время судья над судьями .

На задержание Караджича отреагировал МИД России. "Мы рассматриваем это как внутреннее дело Сербии и руководства этой страны. Они должны сами принимать решение относительно судьбы Караджича, включая вопрос о его передаче Гаагскому трибуналу", - цитирует «Интерфакс» представителя российского внешнеполитического ведомства.

Своего восторга не скрывали руководители ЕС. "Это также очень важно и для стремления Сербии вступить в Евросоюз. Это - положительное движение, которое поспособствует установлению справедливости и урегулированию ситуации на Балканах", - сказал глава Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу. "Я, несомненно, приветствую это, но на свободе пока все еще остаются несколько человек, которые должны также предстать перед судом", - сказал верховный представитель ЕС по внешней политике и безопасности Хавьер Солана.

Читайте: Сербы остаются для Запада главными злодеями .

Радован Караджич стал легендой при жизни. До объявления войны с международным терроризмом и объявления в розыск лидера «Аль-Каиды» Усамы Бен Ладена он считался самым разыскиваемым человеком на Земле. 13 лет на небольшом клочке территории спецслужбы всех западных стран не могли поймать его и генерала Ратко Младича. Но теперь Караджич схвачен. Возможно, он сам решил больше не прятаться от правосудия, тем самым стараясь не дать ЕС и США повод навлечь на Сербию новые обвинения.

На Западе Караджича считают извергом, сравнимым с Гитлером. Но так ли это? Что заставило сугубо гражданского человека, врача-психиатра, взяться за оружие? Заниматься политикой Караджич начал в 1989 году, когда он в возрасте 45 лет основал и возглавил Сербскую демократическую партию. Дальше события развивались стремительно. Югославия распадалась, и Босния-Герцеговина шла к независимости. Местные сербы не желали разрыва со своей исторической родиной, и провозгласили Республику Сербскую Боснии и Герцеговины (БиГ). 9 января 1992 года Караджич стал ее первым президентом.

В 1992 году сербы были обескуражены, и военные успехи сопутствовали боснийским мусульманам. Президент Боснии Алия Изетбегович объявил о начале строительства исламского государства, а ставший видным мусульманским военачальником Насер Орич при помощи наёмников из мусульманских стран и западной помощи оружием вырезал тысячи сербов, живших в будущих мусульманских «анклавах» Сребреница и Горажде и их окрестностях. Как известно, Орича недавно оправдали, не найдя в его действиях состава преступления.

Настоящая слава пришла к Караджичу в 1993 году. Несмотря на отсутствие действенной помощи из Белграда, он и генерал Ратко Младич сумели создать боеспособную армию. Боснийские сербы начали стремительно отвоёвывать утраченное, также не отличаясь гуманизмом к мусульманам, как и мусульмане – к сербам. Летом 1995 года после долгой осады был взят город Сребреница, где были вырезаны тысячи мусульман. Однако на то, что этой резне предшествовала резня сербов, Запад предпочёл глаза закрыть.

Кстати, о двойных стандартах. В то время, как на Караджича 13 лет пытались обрушить карающий меч Гаагского правосудия, вышеупомянутый Усама Бен Ладен оставался гражданином… Боснии-Герцеговины. Покойный президент Алия Изетбегович дал ему боснийский паспорт за особые заслуги в борьбе с сербами. «Заслуги» исчисляются тысячами убитых, но тогда деятельность Бен Ладена Запад не волновала.

Гаагский трибунал, безусловно, потирает руки. У него появилась отличная возможность провести показательный процесс над сербским лидером. Первый блин вышел комом – Слободан Милошевич умер. И вот теперь – второй шанс. Однако этот суд в куда большей степени воспринимается сербами как судилище над их народом, поскольку Караджич для сотен тысяч, а то и миллионов сербов – национальный герой, спасший народ от истребления Бен Ладеном и его западными покровителями.

Но не исключено, что арест Караджича – это простой обмен нынешней сербской власти человека на статус. Благодаря случившемуся в Сербии укрепит свои позиции ориентированный на Евросоюз блок президента Тадича. Здесь было главное не продешевить и выбрать момент, когда задержание вызовет восторг на Западе и не последует резкая реакция Москвы. Сейчас настает время планомерных и многовекторных атак на Россию. Караджич – лишь эпизод в этой игре.

Проблема ПРО в Европе, активность Германии в Грузии и Абхазии, стремление скорее втянуть Украину в НАТО, экономическая экспансия в Прибалтике, приглашение поставить антиракеты на берегах Балтийского моря требует соответствующих противодействий и адекватных ответов. На всё нужно время, отвлечение сил и средств.  ЕС получил жертву. Но не исключено, что арест станет детонатором политической нестабильности в самой Сербии и не исключен вариант силовых столкновений в Белграде. У Гаагского трибунала появилась работа, а как она делается - знает уже весь мир.

Караджича трудно назвать ангелом, но национального героя и мученика делает из него сам Гаагский трибунал. Именно он оправдал вышеупомянутого Орича, а также обвинённого в убийствах сербов и торговле их органами экс-премьера Косово Рамуша Харадиная (которому светило 25 лет тюрьмы). Никак не начнётся процесс над хорватским генералом Анте Готовиной, который истребил тысячи сербов в Хорватии. Возникает ощущение, что убийство сербов – всего лишь «издержки производства», достойные лишь устного порицания. Так что есть все шансы, что суд над Караджичем превратится в судилище, где ни о каком поиске истины не может быть и речи.

Автор Вадим Трухачев
Вадим Трухачев — журналист, бывший корреспондент и обозреватель Правды.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *