9 сентября на рассмотрение Генеральной ассамблеи ООН вынесен проект новой резолюции по Косово. Его автором стала Сербия, но первоначальный текст документа был изменён под давлением Евросоюза. Причём изменён так, что в нём можно усмотреть готовность Белграда смириться с отделением края. В итоге данная резолюция в тот же день была принята.
Обсуждение вопроса о статусе Косово вновь оказалось в центре внимания мирового сообщества после того, как 26 июля Международный суд в Гааге вынес своё консультативное решение по поводу декларации о независимости края. Её признали не противоречащей международному праву, однако от ответа на вопрос о том, каким должен быть статус Косово, судьи уклонились.
Тем не менее, данный вердикт был скорее в пользу косовских албанцев. Стремясь не допустить волны признания края большинством стран-членов ООН, сербское руководство за месяц подготовило проект резолюции для Генеральной ассамблеи Организации объединённых наций. Как потом оказалось, текст пришлось переписать.
В первоначальном варианте документа говорилось о том, что должен продолжаться диалог "по всем открытым вопросам", то есть и по вопросу о самой независимости Косово. В нем также говорилось, что "одностороннее отделение не может быть приемлемым средством разрешения территориальных вопросов". Но такой документ не устроил страны Запада, в большинстве своём признавших отделение края от Сербии.
Читайте: Гаагский суд окончательно запутал Косово
Представители Евросоюза потребовали от сербского руководства переписать текст документа, пригрозив в противном случае заблокировать его принятие. 26 августа в Белград прибыл глава МИД Германии Гвидо Вестервелле, который фактически призвал сербов смириться с потерей края. "Примирение может увенчаться успехом, если считаться с реальностью. Независимость Косово — это реальность", — сказал он. И добавил: "Место для переговоров находится в Брюсселе, а не в Нью-Йорке". То есть, не в штаб-квартире ООН, а в штаб-квартире Евросоюза.
Президент Сербии Борис Тадич не мог не считаться с такой реакцией главы дипломатии крупнейшей из стран ЕС. Ведь приём в Евросоюз он считает своей главной внешнеполитической задачей. С другой стороны, просто взять и признать Косово тоже нельзя.
Тадич поехал по европейским столицам, чтобы найти компромисс. В итоге 7 сентября после его встречи с верховным представителем ЕС по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон он был достигнут, и согласованный в Брюсселе текст резолюции 9 сентября поступил в Генассамблею ООН. Эштон заявила, что новую редакцию документа поддержали все 27 стран-членов ЕС.
Какова же была цена компромисса? Слова о неприемлемости провозглашения независимости края из документа были удалены. Затем там появился пункт, что мировое сообщество "призывает к диалогу между Белградом и Приштиной, исходя из принципиальной позиции, что взаимоприемлемое решение (косовского вопроса), гарантированное Советом Безопасности ООН, может быть найдено путём переговоров".
В таких случаях название столицы часто употребляется как синоним наименования государства. Если следовать этому принципу, получается, что президент Сербии фактически дал согласие на то, чтобы считать албанское Косово независимой страной.
Далее в документ по настоянию Евросоюза была включена ссылка на решение Международного суда от 26 июля о непротиворечии декларации о независимости Косово международному праву. Дополнило резолюцию то, что Сербия приветствует усилия Евросоюза по установлению и углублению диалога между сербской и косовско-албанской стороной.
Сам Тадич отрицает, что дал согласие на отделение Косово. По его мнению, текст резолюции представляет собой "формулу, которая открывает диалог о будущих решениях, содержит ссылку на Устав ООН и ни в каком виде не содержит признание независимости Косово". Он также отметил, что сербская дипломатия плодотворно поработала с пятью странами ЕС (Испанией, Грецией, Кипром, Словакией и Румынией), которые Косово до сих пор не признали.
Однако в документе нет ни одной ссылки на то, что Косово является неотъемлемой частью Сербии. И конфликт в крае носит внутрисербский характер. До сих пор сербское руководство не подписывалось ни под одной резолюцией, где Косово не называлось бы составной частью страны. И вот это произошло. Причём произошло вследствие открытого давления, оказываемого на Белград Евросоюзом (и конкретно Германией).
"У Тадича просто не было иного выхода, кроме как поддаться на давление Евросоюза и согласиться на столь сомнительный текст резолюции, — заявил "Правде.Ру" президент Академии геополитических проблем Леонид Ивашов. — Сербия находится в очень тяжёлой ситуации. США и страны ЕС создали вокруг неё изоляционистский вакуум, она оказалась в чужих оковах, под политическим, экономическим, информационным прессом.
В Сербию практически не поступают иностранные инвестиции, которые помогли бы восстановить её экономику, разрушенную в результате бомбардировок НАТО 11-летнй давности. Той же Черногории, отделившейся от Сербии четыре года назад, Запад помогает куда активнее. Тем самым европейцы и американцы делают всё, чтобы заставить сербов подчиниться своей воле. А воля такова: Брюссель и Вашингтон склонны поддерживать косовских албанцев и их желание стать независимыми.
В настоящее время Сербия занимает первое место в Европе по числу граждан, уезжающих из страны (как на постоянное место жительства, так и на заработки). Причём уезжающих в большинстве своём как раз в страны ЕС. И ведя диалог с Евросоюзом, тот же Тадич не может не считаться с этим. Вот он и вынужден подписываться под сомнительными резолюциями.
Изменить неблагоприятное для Сербии положение вещей в ближайшей перспективе вряд ли возможно. Нужно, чтобы изменилась геополитическая ситуация в мире и Европе, появилась бы сила, способная противостоять США и Западу. И на эту силу Сербия могла бы опереться. Но сегодня её нет.
Считать сегодня союзником Сербии нельзя ни одну страну мира. Таким союзником могла и должна была бы стать Россия. Но, к сожалению, наша страна ведёт себя на Балканах пассивнее, чем могла бы. "Южного потока" (по сербской территории) недостаточно, чтобы помочь братской стране сохранить Косово".
"В том, что Тадич согласился на такие формулировки, нет ничего удивительного, — сказал "Правде.Ру" историк-балканист, доцент исторического факультета МГУ Вадим Прозоров. — Раз руководство Сербии взяло курс на сотрудничество с Евросоюзом, на вступление в него, приходится за это платить уступками. И данная резолюция — не последняя в череде таких уступок. Сказал "А", обозначил желание войти в ЕС — дальше приходится произносить и другие буквы алфавита. То есть, сдавать одну позицию за другой.
Тадич никогда не принадлежал к числу последовательных борцов за сохранение Косово в составе Сербии. А раз так, то в ближайшее время нам следует ждать и резолюций с куда более откровенными текстами. Другое дело, что сдавать позиции надо разумно, готовя общественное мнение к тому, что Косово уже потеряно. Иначе быть не может — у Сербии нет ни экономических, ни политических, ни людских ресурсов, чтобы изменить ситуацию. Нет у неё и мощных союзников, способных противостоять ЕС и США.
В условиях такой слабости Сербии у неё нет другого выхода, кроме как вступить в ЕС и опереться на данный центр силы. Великим прошлым, к которому апеллируют сербские националисты, сыт не будешь. Такова сегодня ситуация в мире — бал правит "партия войны", делающая ставку на силу. И сербскому руководству приходится играть по написанным этой партией правилам.
России же сегодня не надо активно вмешиваться в происходящее на Балканах ни в коем случае. От нынешних разборок вокруг Косово следует максимально дистанцироваться".
О главных международных событиях читайте в разделе "Мир"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.