65 лет назад в немецком городе Потсдам началась конференция с участием лидеров СССР, США и Великобритании, утвердившая результаты Второй мировой войны. Одним из её итогов стало то, что значительная часть территорий, входивших в состав Третьего рейха, отошли Польше, Чехословакии, СССР, Франции, ряду других стран. Лидеры держав-победительниц дали добро на выселение из других европейских стран в Германию более 10 миллионов этнических немцев. Некоторые из них поселились также в Австрии.
Свыше половины этих людей были выселены из Польши, которой отошла значительная часть территории поверженной Германии. Три миллиона человек уехали из Чехословакии, около миллиона - из СССР (прежде всего, с территории современной Калининградской области России, а также из ныне входящей в состав Литвы Клайпеды). Сотнями тысяч исчислялось число депортированных из Югославии, Венгрии и Румынии. Десятками тысяч - из Франции, Бельгии, Дании, Италии.
Исходя из решения Потсдамской конференции, правительства вышеназванных стран Восточной Европы приняли в первые послевоенные годы постановления о лишении этих немцев гражданства и имущества. (Чаще других в этой связи политологи и историки сегодня вспоминают изданные в 1945-1946 гг. чехословацкие "декреты Бенеша"). В результате, депортируемые потеряли дома, машины, родовые поместья, бизнес...
С юридической чистотой данного решения вроде бы всё ясно. Германия проиграла войну, а этнические немцы из других стран, многие из которых поддерживали планы Гитлера и подрывали чужую государственность (особенно ярко это проявилось в Чехословакии) понесли наказание. Впрочем, сами депортированные и их потомки считают иначе.
Ещё в первые послевоенные годы выселенные из других стран немцы создали для защиты своих интересов ряд организаций. Они сформированы по признаку землячества выходцев из того или иного государства. Так, существует землячество судетских (чешских), силезских (с юго-запада Польши), восточно-прусских (из современной Калининградской области) немцев и т.д. Все они сегодня объединены в Союз изгнанных Германии. Такие же организации есть и в Австрии.
Их члены "связаны одной целью" - вернуть утраченное в ходе выселения имущество. По их мнению, Россия, Польша, Чехия и другие страны обязаны отменить послевоенные постановления о выселении немцев и вернуть изгнанным (или их потомкам) принадлежавшую им до начала войны собственность. Наиболее радикальные из них готовы даже предъявить территориальные претензии России, Польше и Чехии.
Представители данных организаций полагают, что решения 65-летней давности противоречат современным европейским нормам, ибо в них шла речь о порицаемом сегодня принципе коллективной ответственности лиц немецкой национальности или граждан Третьего рейха. Кое в чём они правы: противоречие документов 65-летней давности нынешнему европейскому праву налицо. Выселять и лишать имущества по национальному признаку сегодня нельзя.
Однако есть одно "но": решения Потсдамской конференции и послевоенные законы о выселении немцев и конфискации их имущества являются неотъемлемой частью итогов Второй мировой войны. И Евросоюз их под сомнение не ставит. Следовательно, имущественные претензии Союзов изгнанных можно рассматривать как проявление реваншизма.
На требования организаций выселенных о возвращении имущества можно было бы не обращать внимания, если бы они не имели поддержки среди политической элиты Германии и Австрии. Так, австрийские правящие круги поддерживают чаяния выселенных немцев. Всё последнее десятилетие власти страны настойчиво требуют от соседних стран отменить постановления об их выселении и изъятии имущества и предоставить потомкам изгнанных право на возвращение собственности.Правда, никаких территориальных претензий Чехии или Словения официальная Вена не предъявляет.
Полную поддержку требованиям Союза изгнанных выражают две ультраправых партии страны - Партия свободы и Союз за будущее Австрии, стабильно набирающие на выборах (в сумме) более десяти процентов голосов. К тому же склоняется и консервативная Народная партия. Социал-демократы и "зелёные" готовы ограничиться тем, что страны, принявшие законы о выселении немцев, принесут за это официальные извинения перед Австрией и осевшими на ее территории потомками изгнанных.
Читайте также: Судьбу Меркель определят президентские выборы
Но главную роль в этом «процессе», по замыслу организаций выселенных немцев, должна сыграть Германия - страна куда более могучая и влиятельная, чем Австрия. Но ее руководство от официальной поддержки имущественных требований местного Союза изгнанных воздерживается. И повода обвинить себя в реваншизме не дает. Само собой, Берлин не выдвигает соседям территориальных претензий.
О нежелании официально требовать возвращения изгнанным немцам их имущества говорили и Ангела Меркель, и её предшественник на посту главы правительства, социал-демократ Герхард Шрёдер. Подобные пункты отсутствуют в программах и других представленных в парламенте партий (свободных демократов, зелёных и бывших коммунистов из Партии демократического социализма).
Однако постоянный союзник ХДС, баварский Христианско-социальный союз (ХСС) поддерживает требования "имущественного реванша". Бывший многолетний премьер Баварии и лидер ХСС Эдмунд Штойбер был неоднократным участником мероприятий, организуемых Союзом изгнанных. Свои лоббисты у организации выселенных немцев есть и в других партиях. Но их влияния (по крайней мере, пока) недостаточно для того, чтобы власти Германии поставили вопрос об отмене послевоенных постановлений на международном уровне.
"Союз изгнанных не является в ФРГ очень влиятельной организацией, - сказал корреспонденту "Правды.Ру" эксперт Германского совета по внешней политике Александр Рар. - И у него нет реальной возможности добиться своих целей. Дело в том, что непосредственно тех, кто был выселен из тех же Чехии и Польши, в живых почти не осталось. Сегодня в Союзе изгнанных представлены преимущественно их дети и внуки. А у них прав и возможностей не так и много. И они не в состоянии заставить правительство пересмотреть нынешнее отношение к своим требованиям.
Про Союз изгнанных вспоминают только в тех случаях, когда возникают сложности в отношениях Германии с Польшей и Чехией. Разумеется, наличие подобной организации не может не раздражать эти страны. Их власти считают, что сначала они выдвигают имущественные претензии, а затем дело дойдет и до территориальных притязаний. Впрочем, эти опасения ничем не обоснованы. Относительно Калининграда могу сказать четко: известных мне организованных групп немцев, которые бы выступали за его возвращение Германии, нет.
Деятельность Союза изгнанных в основном ограничивается тем, что они собираются в определенных местах, поют свои песни и вывешивают флаги. А чего-то серьезного на политическом уровне они не могут предпринять.
Нынешнее поколение немецкого населения воспитано в том духе, что оно несет ответственность за развязанную Третьим рейхом Вторую мировую войну. И немцы, чувствуя свою вину, не намерены нарушать послевоенные договоренности о нерушимости границ. Может быть, кто-то из маргиналов и мечтает что-то вернуть, но это абсолютно неоправданные ожидания. Ведь в Германии в уголовном порядке караются даже разговоры на эту тему".
Читайте самое интересное в рубрике "Мир"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.