"Олигарх" в переводе с греческого означает "редкий, избранный". "Олигарх" - новый фильм Павла Лунгина, заглавную роль в котором сыграл редкого (для современного искусства) таланта актер Владимир Машков.
Пресса наперебой утверждает, что прототипом главного героя стал сам господин Березовский, что в картине воочию представлена история его становления олигархом. Ведь и сценарий к фильму был написан по мотивам романа "Большая пайка" Юлия Дубова, генерального директора ЛогоВАЗа, близкого друга Бориса Абрамовича.
Правда Владимир Машков не любит, когда его сравнивают с прототипом, тем более, что сам артист никакого отношения к людям богатым не имеет. Ведь играть пьяного можно, только будучи абсолютно трезвым, так и страсть к деньгам выглядит куда правдоподобней, когда в реальной жизни она отсутствует. Я присмотрелся к этим людям и понял, насколько им тяжело существовать ежедневно на грани жизни и смерти, а в их мире возможно только такое существование, — говорит Владимир.
Павел Лунгин, русский режиссер, живущий последнее время во Франции, чья картина "Свадьба" участвовала в Каннском кинофестивале, пригласил в новый фильм "своих" актеров: Марата Башарова, сыгравшего омерзительного, купленного кремлевскими шишками следователя, и Марию Миронову, исполнившую роль любовницы и жены главного героя. С Машковым на съемочной площадке он встретился впервые — и не разочаровался, доверив ему роль Платона Маковского, виртуозного — да-да, именно виртуозного — математика, высококлассного экономиста, "крысолова", как называет его одна из героинь, за которым идут на зов, не спрашивая куда.
Был смышленный парнишка, собравший вокруг себя умных, начитанных друзей-интеллектуалов, к которым и сам принадлежал. В сложные перестроечные времена, чтобы выжить, придумал он кооператив, в котором веселая компания этих кандидатов и будущих профессоров вязала веники, строчила джинсы, а заодно и писала, за деньги разумеется, диссертации. Но однажды Платон объяснил товарищам, раз нельзя кооперативам продавать друг другу свою продукцию, тогда нужно менять. Например, веники — на автомобили. Пригнав из Тольятти партию новеньких "четырехколесых коней", остановиться было уже невозможно.
Платон Маковский проявился в Машкове, по сути, еще в фильме Дениса Евстигнеева "Лимита". Только тот ошалевший от денег парень не имел никакой определенной цели, он взламывал компьютерные коды, "срубал бабки", купил стадион просто из здорового интереса. Маковский движется сознательно, когда ему наскучило продавать машины, он решил вкладывать суммы в президентские выборы, мотивировав тем, что "президентами не становятся, их делают". Он пошел не столько против системы, сколько против Кремля, у которого не две руки, чтобы загребать зелененькие , а десятки рук-щупальцев, которые хотят — наказывают, а хотят -милуют. Власть имущим не понравилось, что кто-то высунулся, ведет свою политику, гребет деньги лопатой и не желает делиться с ними. И делает это легко, будто играючи. Тогда Кремль и взялся уничтожить всю команду акционеров взращенного Маковским концерна, начав с Платона.
Снимая фильм про трудовые и семейные будни олигарха, Лунгин, конечно, снимал кино про людей, про взаимоотношения друзей, которые меняются, когда встревают деньги, когда доверие падает даже к тому, за кого готов был жизнь отдать. Лунгин сделал хороший, доброкачественный боевик, который смотришь, не теряя напряжения, когда не приходится скучать, ведь события после смерти Платона, разворачивающиеся день за днем, приводят честного провинциального следователя к каждому, кто любил и ненавидел Платона Маковского, кто прожил с ним бок о бок 15 лет его становления, возвращая зрителя подробностями воспоминаний то в переломный 1985 год, то в начало 90-х, то за несколько дней до смерти Платона.
В картине, собранной кадр к кадру, сюжет к сюжету по мозаичному принципу, главное — стремительный ход событий, эпоха развала СССР и возникновения России, переход от социализма к капитализму, а не люди, не характеры. Герои — в определенной степени маски, актеры играют устойчивые образы: сурового и жадного партийного деятеля, легко предавшего коммунистические идеи ради тепленького места, глупого губернатора, возомнившего себя президентом, честного профессора, который все-таки не умеет обращаться с большими деньгами, богатого грузинского интеллигента, у которого есть надежная "крыша", и, наконец, олигарха, решительного и напористого в достижении желаемого (режиссер сравнил последнего с ребенком, у которого неистов инстинкт хотения). Однако, несмотря на серьезность происходящего, съемочная группа не может не относиться к происходящему в картине с легкой долей иронии. Так генералов, которые держат совет по поводу уничтожения олигарха, Лунгин рассаживает в бане как на картине "Тайная вечеря", а фотография Платона на могиле, заваленной цветами, ехидно улыбается над всяк его хоронящим. Ведь Платон Маковский и не думал умирать.
Наталия Бойко
"ПРАВДА.Ру"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.