Помирятся ли евреи с арабами?

Недавно прошли президентские выборы в Израиле, победу одержал бывший спикер парламента Реувен Ривлин. Конечно, это скажется и на положении дел в Палестинской автономии. Во многом изменилась ситуация и в арабском мире. Может ли новая политическая конфигурация привести к решению арабо-израильского конфликта, или, наоборот, возможно, новое обострение и разрастание конфликта? Свое мнение по сложной проблеме в прямом эфире видеоканала Pravda.Ru высказал известный палестинский литератор, руководитель Московского бюро межарабского телевизионного новостного канала Аль-Алем Абдулла Исса.

— После событий арабской весны палестинская тема стала значительно меньше привлекать внимание. Что происходит сейчас с палестинским народом? Удалось ли достичь каких-то соглашений движению ФАТХ, которое управляло Западным берегом реки Иордан, и движению ХАМАС, которое управляло Сектором Газа? Что сейчас происходит в руководстве палестинского движения в целом?

— Палестинский вопрос после так называемой арабской весны действительно уступил первостепенное внимание в мире другим арабским странам. В самом арабском мире для одних палестинский вопрос всегда оставался главным, но не для всех арабов. Он никогда не был обсужден на самом высоком уровне, но в тоже время всегда был среди самых важных событий. К сожалению, арабские страны не проявили должного внимания и в отношении к палестинским беженцам из Сирии. После трагических событий, по словам представителя Организации Освобождения Палестины, даже были случаи обстрела машин гуманитарной помощи и беженцев. Даже в Иордании и Ливане им закрывали путь.

— После катастрофы 49-го года, большая часть палестинского населения была вынуждена покинуть свои места под угрозой смерти и бежать в Сирию. Они жили в Сирии, пользовались всеми правами, но всегда помнили свое происхождение.

— Да, я сам — тоже палестинский сириец. До войны мы считали себя палестинскими сирийцами, после войны — сирийскими палестинцами, потому что Сирия для нас стала второй родиной. Я родился там. И кстати, мы отличаемся от всех палестинцев тем, что у нас были все права в Сирии, а не как у беженцев в Иордании, Ливане или в Египте. Поэтому мы благодарны сирийскому народу.

Читайте также: Израиль не хочет быть западной страной

— Как гражданская война в Сирии ударила по сирийским палестинцам?

— В основном была принята позиция Организации освобождения Палестины, что там — сирийский вопрос и палестинцы не должны вмешиваться. То есть не должны носить оружие, поддерживать какую-то сторону в конфликте. И на самом деле это так в основном было. И сейчас палестинцы, которых там осталась большая часть, поддерживают позицию невмешательства. ООП вообще против политического ислама. Официальная столица Палестины — Иерусалим, но он до сих пор оккупирован. Поэтому в главном городе западного берега реки Иордан Рамалле находится штаб-квартира, власть и президент Махмуд Аббас. То есть фактически Рамалла сейчас — это столица Палестины.

— В политическом движении Палестины две самые сильные организации — ФАТХ и ХАМАС. Но среди сирийских палестинцев были сильны левые организации, Народный фронт освобождения Палестины, так?

— Раньше всегда палестинский народ был светским, доминировали светские движения. У нас никогда не было мусульманских организаций до 1989-го года. С появлением ХАМАСа многое изменилось. Есть версия, что ХАМАС поддерживали израильские спецслужбы, чтобы иметь противовес левому движению. Просто им хотелось уничтожить Организацию освобождения Палестины и вести переговоры с другими силами, которые могли подписать какие-то соглашения. Хотя как раз к мирному процессу стремился покойный Ясер Арафат. Это была именно главная задача ООП. Израилю удалось добиться раскола между палестинцами, между двумя главными партиями, основными силами Палестины.

— Вы имеете в виду раскол между ФАТХ и ХАМАС?

— Да ФАТХ и ХАМАС они раскололи. Но это мешает мирному процессу. Это — хуже, чем заявление о создании Израиля в 1948 году. Это — удар по истории, удар по единству палестинского народа. Там были, конечно, серьезные преступления в отношении палестинского народа.

— Они недавно все-таки договорились о едином правительстве?

— Они договорились о едином правительстве, что Махумуд Аббас будет сам назначать и контролировать правительство. Но в последнее время опять началась критика со стороны ХАМАС в адрес правительства, они стала выдвигать свои условия. Существуют какие-то спорные моменты. Но понятно уже ХАМАСу и ФАТХу, что без единой позиции невозможно создавать нормальную атмосферу, нельзя идти дальше и получить какие-то серьезные результаты на переговорах с израильтянами. Раскол удобен для Израиля, Америки и для определенных арабских стран. Потому что это ослабляет позицию президента Махмуда Аббаса в переговорах, ослабляет позицию палестинцев. Тем более им это выгодно на фоне глобального раскола под названием арабская весна. Наш великий поэт Махмуд Дарвиш говорил: "Мы одни. Почему Бог оставил нас одних?" И на самом деле все оставили нас из-за раскола. Из-за того что сейчас нет палестинского единства мы переживаем самые негативные, самые плохие моменты истории палестинского народа.

Читайте также: Кто отравил Ясира Арафата?

— ХАМАС — это политический ислам. Но ведь не все палестинцы мусульмане. Самые знаменитых христианские святыни находятся в палестинских городах Вифлеем, Бейт-Лахм… Там живут палестинцы-христиане. До 90-х годов самые знаменитые вожди палестинского сопротивления Жорж Хабаш и Наиф Хаватме были христианами. И сейчас палестинцы-христиане — политически наиболее образованная, политически активная, развитая, очень культурная часть населения Палестины. Как они относятся к ХАМАС?

— Палестинцы не должны делиться по конфессиональным признакам на христиан и мусульман. Мы выступаем против того, чтобы Израиль стал еврейским государством. Как мы можем говорить о том, что Палестина должна быть мусульманской? ХАМАС же говорит, что Палестина должна стать мусульманской страной. Но на самом деле это не получится. Исторически так сложилось, что Палестина всегда была открыта для всех религий. Почти 20 процентов среди палестинцев — христиане. Они всегда играли огромную роль в развитии палестинского общества, палестинской истории и культуре. Христиан очень много среди палестинских мыслителей. Писатель Эмиль Хаби получил ряд премий. Эмиль Тума, очень много других мыслителей, философов…

Мое имя — Абдулла, что означает раб Аллаха. А фамилия — Исса. По христиански — Иисус Христос. Фамилия Исса, как говорят историки, существует с XIII века. Поэтому нельзя говорить о делении по религиям. Православная Церковь сильна в Палестине. Православные христиане в Иерусалиме были гарантом языка, они преподавали и сохранили арабский язык. Во время Османской империи, когда запрещалось преподавать арабский язык в школах, именно православные христиане с помощью, кстати, Русской Церкви открывали школы тапшири, духовные миссии, семинарии. Именно они таким образом в Иерусалиме и сохранили арабский язык.

В Ливане был известный писатель Бейдас, который вообще является одним из знаменитых в истории арабского мира. Он в свое время возглавлял процесс сохранения и развития арабского языка. Получается, что на самом деле христиане в арабском мире сохранили язык Корана. Маалула — знаменитый христианский центр, который до сих пор говорит на арамейском языке. К большому сожалению, там были бои и разрушили церковь Святой Феклы, которой тысячи лет. Это — трагедия. У нас, в арабском мире никогда раньше это не появлялось.

Читайте также: Маалюля, Сирия: Пасха под пулями варваров

Тупо сейчас поднимать вопрос о разнице в религиях. Первый, кто узнал про пророчество порока, был православный христианин. Первый, кто поддержал пророка, был христианин. Радикальные исламисты хотят при поддержки какой-то силы, мрачных, злых сил, которые идут, наверняка, из-за океана, из Европы, уничтожать именно это наше единство. В Сирия, которой 7 тысяч лет, я учился и жил до 25 лет. Я никогда не думал, кто это рядом со мной: христианин или мусульманин, шиит или суннит… Эти лозунги появились уже после захвата Ирака 2003 году.

Никогда никто не сможет диктовать палестинцам, как мы будем жить. У нас есть гарантия — Организация освобождения Палестины, в которую входят серьезные и влиятельные организации, светские организации. Они выступают еще с 73-го года за мир с Израилем, за создание двух государств, в том числе независимого Палестинского государства. И мы к этому идем. А что касается мусульманских террористических элементов или фундаменталистских, радикальных элементов среди палестинцев — этого никогда не было.

Читайте также: Израиль: "партия мира" в меньшинстве

Даже ХАМАС — это все-таки не Аль-Каида, а политический ислам. Они тоже никогда не имели отношения с Аль-Каидой. Мы давно считаем, что нужно руководствоваться программой ООП. Потому что ООП является единственным законным представителем всех палестинцев. Они сейчас — граждане Израиля, но они поддерживают программу освобождения Палестины. Кроме плана о создании отдельного от еврейского палестинского государства, есть предложение об общем демократическом светском государстве для арабов, евреев, мусульман, христиан. Вот я, кстати, за это. И до сих пор очень многие это предложение поддерживают.

Палестинцы, особенно христиане, переживают очень серьезные трагические моменты. Мир должен обратить на это внимание. В Палестине происходит уничтожение святынь. Иерусалим должен быть духовной столицей, главным духовным городом для всего мира. Нужно сделать, чтобы ни мусульмане отдельно, ни евреи не могли управлять этим городом. Потому что история подтверждает, что там остается столица духовного мира.

Мусульмане и христиане, верующие всех религий должны жить мирно. До сих пор в знак дружбы между святыми мусульман и христиан ключи у мечети Аль-Акса — главнейшего храм мусульман хранятся у православной семьи в Иерусалиме. С XIII или XII века. А от христианских святынь — у мусульман. Это говорит о том, что всегда мусульмане и христиане жили и будут жить, не просто мирно, а как одна семья.

Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.

Автор Елена Громова
Елена Громова — журналист, блогер, внештатный корреспондент Правды.Ру
Куратор Саид Гафуров
Саид Гафуров — политолог, руководитель направления "Восток", ведущий прямых эфиров Правды.Ру *
Обсудить