Несмотря на трудности, созданные санкциями ООН, Иран продолжает развивать ракетно-ядерные технологии. Об этом говорится в докладе, переданном накануне в Совет безопасности ООН. В этом документе содержатся сведения о якобы многочисленных нарушениях международных санкций, введенных против Ирана за его отказ свернуть ядерную программу. Таким образом, международные эксперты признали неэффективность прежних методов воздействия на Исламскую Республику.
По их оценке, единственным достижением санкций является замедление продвижения ядерных разработок Ирана и их удорожание. Однако при таком раскладе все равно очень скоро Тегеран получит то, к чему он так стремится. Ведь задержки по времени не такие значительные, а денег у него вполне хватит и не на один подобный проект.
Каким же образом Иран преодолевает международные санкции? Согласно информации ооновских докладчиков, это осуществляется "при помощи подставных компаний и секретных фондов". В качестве одного из последних примеров подобных нарушений они приводят историю с недавним перехватом в Сингапуре судна с грузом, "вероятно, предназначавшимся для ракетной программы Ирана".
Странно, что в таком важном, казалось бы, документе имеется слово "вероятно". Ведь чтобы обвинять страну по столь серьезным статьям, необходимо обладать стопроцентными доказательствами, а не предположениями.
Как бы там ни было, но докладчики предложили занести в "черный список" компанию Behineh Trading Co., которая, по их информации, была связана с закупкой этого груза, "следовавшего из Китая".
Упоминание последнего здесь не случайно. Россия отказалась поставить Ирану ЗРК С-300. Однако это с большой долей вероятности сделал Китай, успешно освоивший их выпуск на своей территории. Буквально через две недели после этого отказа Тегеран продемонстрировал на параде "свои трехсотки", которые, скорее всего, имеют китайское происхождение и которые крайне необходимы Тегерану для создания эффективной ПВО, способной надежно прикрыть его ядерные объекты от возможных атак Израиля и США.
Правда, при рассмотрении документа в глаза бросается то, что основные претензии здесь выдвинуты не против Китая или Ирана, а против союзницы последнего Сирии, которая якобы используется в качестве трафика для получения того, в чем нуждался Иран, но не мог поставить из-за санкций. Речь, в частности, идет об обычных вооружениях.
Поэтому нельзя исключать, что этот доклад будет использован против сирийского союзника Ирана. Как мы знаем, против Дамаска сейчас Западом развязана настоящая информационная война, которая направлена на то, чтобы демонтировать режим Башара Асада.
Однако в любом случае этот доклад будет иметь решающие последствия для Тегерана. Об этом откровенно говорят американские эксперты. Напомним, что иранское правительство утверждает, что ядерная программа носит исключительно мирный характер. Однако это объяснение не устраивает Израиль и Запад, которые подозревают Иран в стремлении получить ядерное оружие.
Что же теперь предпримут противники Тегерана после того, как не сработал уже четвертый по счету пакет санкций? Вполне логичным с точки зрения Запада было бы их дальнейшее ужесточение. Правда, постоянные члены Совбеза ООН в лице России и Китая против. Так, недавно в соответствующем ключе отчетливо высказался российский министр иностранных дел Сергей Лавров.
Разумеется, как и в случае с Ливией, на Москву и Пекин будет оказываться давление. Однако для России и особенно Китая Иран представляет куда большее значение. Ведь именно Исламская Республика является главным поставщиком нефти для Поднебесной.
При таком раскладе Запад явно не сможет ввести против Ирана санкции, которые бы смогли заставить его отказаться от развития ядерной программы. Не случайно, что параллельно дипломатическим усилиям активную работу на данном направлении также развили иностранные спецслужбы. Что только не делается для ликвидации или хотя бы серьезного замедления развития иранской ядерной программы! В последние годы по Ирану прокатилась серия убийств ведущих физиков-ядерщиков. Однако этот способ борьбы также оказался неэффективным, поскольку на место павшим ученым тут же вставали новые. Не помогла и попытка внедрения вируса Stuxnet, предназначенного для нарушения работы программного обеспечения развивающейся атомной отрасли.
И все явственнее на повестку дня выходит военный сценарий. Впрочем, даже в Израиле, чье нынешнее руководство особенно отличается бряцанием оружия, нет единого мнения относительно необходимости воздушных ударов по Ирану.
Так, бывший шеф Моссада Меир Даган резко раскритиковал Нетаньяху за желание нанести "превентивный удар по Ирану", заявив, что "атака на Иран была бы глупостью", поскольку у него много ядерных объектов, в том числе и таких, о каких Тель-Авив и не подозревает.
Интересно, что сообщения о крахе усилий мирового сообщества по уничтожению иранской ядерной программы совпали по времени с новостями о том, что Тегеран получил от России очередную партию урана для своей первой АЭС в Бушере, которую его противники воспринимают как важную составляющую плана по созданию ядерного оружия Исламской Республики.
Разумеется, создание атомной станции в Бушере вызывало и вызывает самую жесточайшую критику. И кое-кому очень хотелось бы сорвать развитие ирано-российского сотрудничества.
Мало кто сегодня вспоминает о том, что начало ядерной программе Ирана положили не аятоллы, а прежнее союзное США руководство в лице шаха Пехлеви. Еще в 1960-е годы тогдашнее иранское руководство планировало снизить зависимость своей страны от углеводородов за счет амбициозного проекта по возведению 23 атомных станций. И в этом помогать шаху стали американцы. В 1967 году США передали ему атомный реактор. А в 1974 году германские и французские фирмы стали строить АЭС в Бушере. Ту самую, которую достроила Россия.
Читайте также: К демократии в Иране через свержение Асада
Почему же иранская ядерная программа вызывает такую истерику на Западе? Но может быть, тогдашний Иран был белым и пушистым? Отнюдь. Он вовсю выдвигал территориальные претензии к соседям, даже самочинно занял пару островов, которые посчитал своими. Однако в США никто не видел в подобных шалостях своего шахского сателлита ничего вызывающего. Иранская ядерная программа с одобрения гаранта мировой демократии продолжала развиваться.
Правда, после свержения прозападного режима в Иране это сотрудничество было свернуто. Ведь Тегеран прекратил плясать под дудку Запада. Впрочем, спустя годы Иран вернулся к реализации замороженного атомного проекта и с удивлением узнал, что теперь ему это нельзя. А нельзя потому, что он — изгой. А изгой потому, что не желает быть американским лакеем.
Из всех стран мира именно Иран проводит полностью независимую от кого бы то ни было политику. Если даже Китай идет на сделку с совестью, молчаливо одобряя агрессию НАТО против Ливии, то Исламская Республика полностью игнорирует какой бы то ни было нажим в отношении себя.
Сейчас она наотрез отказывается подчиниться иностранному диктату и заявляет, что отказ от ядерной программы создаст угрозу национальной безопасности страны. И это отнюдь не громкие слова. Допустим, что Иран вдруг сменит свою непримиримую риторику. Но что ему предложит взамен Запад? Ничего. Даже если не брать во внимание возможный военный аспект ядерной программы, ее гражданская часть позволит сэкономить Исламской Республике десятки и сотни миллиардов долларов, вывести ее экономику на современный уровень и решительно повысить благосостояние иранских граждан.
К тому же, для нажима у так называемого мирового сообщества на Иран нет никаких оснований. Ведь никому не удалось доказать, что иранская ядерная программа носит военный характер. Впрочем, в свете творящегося в мире беспредела, наглядным подтверждением коему является агрессия против Ливии, Ирану обладание ядерным оружием просто необходимо. Для того, чтобы гарантировать собственную безопасность. По крайней мере, никому и в голову не приходит атаковать КНДР, которая уже обладает ядерным арсеналом.
Что касается Ирана, то многие уверены в том, что стоит ему лишь получить ядерное оружие, как тут же он нападет на Израиль и начнется Третья мировая война. В этой связи указывают на соответствующие угрозы из уст президента Исламской Республики Ахмадинежада.
Но почему-то при этом мировое сообщество совершенно забывает про наличие ядерного арсенала у Израиля, который неоднократно (например, в 1956-м, в 1967-м и в 1982-м годах) развязывал войны с соседями. Тогда как нынешний Иран после Исламской революции 1979 года никто не может упрекнуть в подобной агрессивности. Напротив, в 1980 году Запад сам натравил на него Ирак.
И при таком раскладе обсуждать вопрос иранской ядерной программы, забывая о наличии израильской, нельзя. Взять хотя бы знаменитый израильский ядерный центр в Димоне, о котором в свое время подробно рассказал всему миру израильский ученый Мордыхай Вануну. Почему же то, что можно Израилю, нельзя Ирану?
Читайте самое интересное в рубрике "Мир"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.