Борьба курдов за свободу заставит мир содрогнуться

Их история стара, борьба за независимость насчитывает века, культура самобытна, а аргументов создать свою страну намного больше, чем у любого европейского народа. Когда курды начнут войну на независимость – мир содрогнётся. Тем более, что Турция вторглась в Ирак и попыталась этому воспрепятствовать.

С 21 февраля турецкая армия вошла на север Ирака. Для борьбы с отрядами Рабочей партии Курдистана (РПК) задействованы более 10 тысяч военных. Ирак протестует, что в Турции его не слышат. Турки понимают, что признание ими Косово не пройдёт даром, и курды потребуют своего.

Дипломаты сильно лукавят, когда говорят, что у Косова нет прецедентов, и что признание его независимости не может быть прецедентом. Хотя признание независимости албанского населения в Косове с точки зрения международного права является незаконным..

Курды — один из древнейших народов Ближнего Востока. О предках курдов древние египетские, шумерские, ассиро-вавилонские, хеттские, урартские источники стали сообщать довольно рано. Известный востоковед доктор исторических наук М. С. Лазарев писал, что «очень трудно найти народ, который на своей национальной территории жил бы так долго…».

Сегодня курдов насчитывается, по разным оценкам, от 20 до cвыше 30 миллионов человек. В Турции проживают 14—15 миллионов курдов, в Иране — около 4,8—6,6 миллионов, Ираке — около 4—6 миллионов и Сирии — около 1—2 миллионов человек. Кроме того, почти 2 миллиона курдов разбросаны по странам Европы и Америки, где они создали мощные и организованные общины. В странах бывшего СССР насчитывается 200—400 тысяч курдов, в основном в Азербайджане и Армении. В России по переписи 2002 года проживает 19,6 тыс. курдов, которые являются мусульманами. Езидов, которые учитывались отдельно — 31,3 тыс.

Курды – самая крупная нация на планете, не имеющая собственного государства. За создание независимого Курдистана и воюют боевики РПК, желающие создать суверенное государство, в том числе и за счет турецких территорий, населенных курдами. Парадоксальность создавшейся ситуации вторит парадоксу европейскому относительно Косовского прецедента.

Косовская проблема, похоже, призвана спутать все карты, в том числе – географические, исторические и политические. Официальный Баку поддержал Сербию, подчеркнув, что развитие ситуации в Косово никак не может устраивать Азербайджан. Баскский сепаратизм, обусловил солидарность с Белградом со стороны уже Испании. Официальный Мадрид «сомневается в необходимости признания независимости Косово», добавив при этом, что «никогда в истории одностороннее провозглашение независимости не давало позитивных результатов». Испанские опасения по поводу создания косовского прецедента проявляются также в свете соответствующих настроений в Каталонии.

Такие же парадоксы имеют место и в связи с возможностью создания Курдского государства. Первая попытка создания независимого курдского государства была предпринята в 1840-х годах Бадрхан-беком, эмиром области Бохтан (со столицей Джезире). В 1842 году он начал чеканить монету от собственного лица и совершенно перестал признавать власть султана. Однако летом 1847 г. Бохтан был занят турецкими войсками, эмират ликвидирован, с сам Бадрхан-бек взят в плен.

Новую попытку создать независимый Курдистан предпринял племянник Бадрхана Езданшир. Он поднял восстание в конце 1854 г., воспользовавшись Крымской войной; вскоре он сумел взять Битлис, а за ним и Мосул. После этого Езданшир начал готовить наступление на Эрзерум и Ван. Однако попытка соединиться с русскими не удалась: все его гонцы к генералу Муравьеву были перехвачены, а сам Езданшир был заманен на встречу с турецкими представителями, схвачен. После этого восстание сошло на нет.

Следующую попытку создания курдского государства предпринял шейх Обейдулла в 1880 г. Обейдулла, верховный руководитель суфийского ордена Накшбанди, пользовавшийся большим уважением в Курдистане как по своему положению, так и за личные качества, созвал в июле 1880 г. в своей резиденции Нехри съезд курдских вождей, на котором выдвинул план: создать независимое государство, а для того сначала напасть на Персию, овладеть Иранским Курдистаном и Азербайджаном и, опираясь на ресурсы этих провинций, повести борьбу против Турции.

План был принят, и в августе того же года началось вторжение курдов в Иранский Азербайджан. Оно сопровождалось восстанием местных курдских племен; отряды восставших подошли к самому Тебризу. Однако Обейдулла со своими основными силами замедлил при осаде Урмии, в конце концов был разбит и вынужден возвратиться в Турцию. Там он был арестован и сослан в Мекку, где и умер.

Новый подъем национального движения в Курдистане наступил после 1908 года. Возникает и тотчас приобретает популярность националистическое общество «Возрождение и прогресс Курдистана», главой которого был вернувшийся из ссылки шейх Абдель-Кадер — сын Обейдуллы; вслед затем возникает «Лига Курдистана», ставившая своей целью создать «Курдистан бейлик» (курдское княжество) то ли в составе Турции, то ли под протекторатом России или Англии — в этом отношении были разногласия. С ней был связан шейх племени барзан Абдель-Салям, поднявший ряд восстаний в 1909—1914 г. и особенно Молла Селим, ставший лидером восстания в Битлисе в марте 1914 г.

Поражение Турции в Первой мировой войне, казалось, открыло перед курдами новые перспективы. На Версальской конференции курдов представлял генерал Шериф-паша, пытавшийся добиться создания независимого курдского государства. Однако курдские националисты, выступавшие в Париже, на деле не имели прочных связей с Курдистаном и реально не представляли никого, кроме узкого кружка курдских интеллигентов.

Согласно Севрскому мирному договору 1920 г., предполагалось немедленное провозглашение Курдистана автономным с последующим (в течение года) предоставлением ему независимости, если курды выразят такое желание.Между тем в самом Курдистане происходило следующее. В Мосульском вилайете (нынешний Иракский Курдистан), занятом англичанами, последние некоторое время носились с планами организовать конфедерацию курдских княжеств. В качестве первого шага, шейх Махмуд Барзанджи был ими назначен правителем Сулеймании.

Однако Барзанджи в мае 1919 г. поднял восстание, арестовал английских представителей, провозгласил себя королем Курдистана и двинулся на Киркук, но был разбит англичанами. Он был раненый взят в плен и приговорен к смертной казни, замененной ссылкой в Индию. Осенью 1922 года, когда Мосульскому вилайету стали угрожать турецкие войска, англичане вернули в Сулейманию Махмуда Барзанджи, который вновь провозгласил себя королем Курдистана. Потом он сформировал правительство, стал чеканить монеты и печатать марки со своим изображением; не доверяя англичанам, он вступил в тайные сношения с турками и послал письмо Ленину с просьбой о поддержке и протекторате.

В феврале 1923 г. англичане ультимативно потребовали от Барзанджи покинуть Сулейманию, после чего подвергли город воздушным бомбежкам. Барзанджи ушел в горы и держался там несколько лет, время от времени налетами беря Сулейманию; в 1927 г., видя безуспешность дальнейшей борьбы, он сдался на амнистию.Весной того же 1922 года провозгласил себя королем «независимого Курдистана» и вождь иранских курдов Симко, сформировавший собственное правительство и начавший выпускать свою газету. В августе он был разбит персами, но продолжал оставаться «возмутителем спокойствия» вплоть до своей гибели в 1930 г.

Что же касается Турецкого Курдистана, то курды, боявшиеся попасть под власть армян и западных держав, поддались на агитацию Мустафы Кемаля, обещавшего им полную автономию в совместном курдско-турецком мусульманском государстве, и поддержали его в ходе греко-турецкой войны. В результате в 1923 г. был заключен Лозаннский мирный договор, в котором о курдах вообще не упоминалось. Этот договор определил современные границы между Ираком, Сирией и Турцией, разрезавшие бывший Османский Курдистан.

После этого кемалистское правительство начало проводить политику «тюркизации» курдов. Ответом явились восстание, поднятое в начале 1925 г. шейхом Саидом Пираном. Восставшие овладели г. Генчем, который шейх Саид провозгласил временной столицей Курдистана; далее он намеревался захватить Диярбекир и провозгласить в нем независимое курдское государство. Однако штурм Диярбекира был отбит; вслед за тем восставшие были разбиты под Генчем, руководители восстания (включая шейха Абдул-Кадыра, сына Обейдуллы) взяты в плен и повешены.

Новое восстание турецких курдов началось в 1927 г. в Араратских горах. Оно было организовано обществом «Хойбун» (Независимость); восставшие попытались сформировать регулярную армию под командованием бывшего полковника турецкой армии Ихсана Нури Паши; была создана и гражданская администрация под руководством Ибрагима-паши. Восстание было подавлено в 1931 г. Последним массовым движением турецких курдов было движение курдов-заза (племя, говорящее на особом диалекте, исповедующее алавизм и ненавидевшее мусульман) в Дерсиме.

До 1936 г. Дерсим пользовался фактической автономией. Преобразование этой области в вилайет Тунджели с особым режимом управления вызвал восстание под руководством дерсимского шейха Сеида Реза. Посланный против восставших армейский корпус не добился успеха. Однако командир корпуса генерал Альпдоган заманил Сеида Резу в Эрзерум на переговоры, где курдский вождь был арестован и вскоре повешен. Восстание было подавлено только в 1938 г.

В результате установившегося в Турецком Курдистане режима военно-полицейского террора, запрета курдского языка, курдской национальной одежды и самого названия «курды» (кемалистские ученые объявили курдов «горными турками», якобы одичавшими и забывшими исконный турецкий язык), а также массовых депортаций курдов в Западную и Центральную Анатолию курдское движение в Турции на долгие годы было уничтожено, а курдское общество — деструктурировано.Центром курдского движения в это время стали Иракский и Иранский Курдистан.

В 1930 г. в Сулеймание вновь поднимает восстание Махмуд Барзанджи. Восстание было подавлено, но тотчас вслед за тем вспыхнуло восстание шейха Ахмеда в Барзане (1931—1932). В 1943—1945 годах в Барзане происходит новое восстание под руководством Мустафы Барзани. В 1946 г. в Мехабаде провозглашается Курдская республика В то же время возникают и крупные курдские партии: Демократическая партия Иранского Курдистана и Демократическая партия Курдистана (Ирак).

Наконец, в 1961 году в Ираке вспыхивает восстание под руководством Мустафы Барзани, продолжавшееся до 1975 г. В ходе восстания Барзани удалось добиться формального признания за курдами Ирака права на автономию; однако, в конце концов, он потерпел поражение. Поражение восстания спровоцировало раскол в движении иракских курдов. В начале 1979 г., в связи с исламской революцией в Иране, власть в Иранском Курдистане оказалась практически в руках курдов. Однако уже в марте начинаются вооруженные столкновения между отрядами Демократической партии Иранского Курдистана и посланными из Тегерана «Стражами исламской революции».

В начале сентября иранцы начали массированное наступление, сопровождавшееся массовыми казнями жителей захваченных селений начиная от 12—13 лет. В результате, правительственным силам удалось взять под свой контроль основную часть Иранского Курдистана. Традиционный соперник Турции в регионе, каким бесспорно является Иран предстает союзником турецкого генералитета и явным противником создания Курдского государства в северных провинциях Ирака.

Данная позиция обуславливается осознанностью официального Тегерана относительно разработанной уже в его отношении проекта расчленения, представляемого в контексте не столько былого наличия на административной карте Ирана провинции Курдистан, сколько мощнейшего азербайджанского присутствия.

Таким образом, курдская проблема в состоянии взорвать не только Ближний Восток, но и весь мир. И если они начнут настоящую войну за независимость, мало не покажется никому. Тем более, что турецкое вторжение в Ирак их к этому уже подтолкнуло.

Автор Вадим Трухачев
Вадим Трухачев — журналист, бывший корреспондент и обозреватель Правды.Ру *
Куратор Саид Гафуров
Саид Гафуров — политолог, руководитель направления "Восток", ведущий прямых эфиров Правды.Ру *
Обсудить