Израиль провел выборы. Но кто победил?

На выборах в израильский парламент лидируют две партии. На пятки правящей центристской партии «Кадима», получившей 22 процента голосов, наступают сторонники «жесткого ответа» арабам из «Ликуд». Сумеют ли договориться лидеры? И кто будет играть решающую роль в правительстве?

Всего в Кнессет прошли 12 партий и блоков, преодолевших двухпроцентный барьер. Они поделят между собой 120 депутатских мандатов. В парламент не прошли «зеленые» и «пенсионеры», имевшие в прежнем его составе нескольких своих представителей.

Правящая партия - «Кадима», получила 22 процента голосов. Следом за ней идут сторонники жестких мер по отношению к экстремистам из «Ликуд», получившие 21 процент. Не исключено, что они еще «отыграют» у «Кадимы» один или даже больше мандатов, поскольку еще не подсчитаны голоса военных, среди которых партия «Ликуд» особенно популярна.

Вместе с тем, «Кадиму» тоже сложно назвать «совсем мягкой партией». Именно её руководство во главе с Ципи Ливни (одновременно являющейся израильским премьером) начало операцию «Литой свинец» в Палестине. Однако оно же ее и закончило, не доводя дело до штурма города Газы, на чем настаивал Нетаниягу. Эта партия выступает за «умеренное» применение силы в отношении арабских террористов и не исключает возможность разделения Иерусалима на еврейский и арабский секторы, а также передачу Голанских высот Сирии.

Означают ли результаты новых выборов, что правительство Израиля радикально изменит существующий курс? Ситуацию для «Правды.Ру» комментирует пресс-атташе израильского посольства в Москве Алекс Гольдман-Шайман:

«Конечно, парламентские выборы в Израиле важный момент, который определяет в дальнейшем политику страны. Однако говорить о чьей бы то ни было победе рано. Все станет ясно гораздо позднее. Как известно, для формирования будущего правительства необходима коалиция. И еще неизвестно, кто, как и с кем договорится».

И действительно, внутриполитическая ситуация в Израиле складывается сложная. У «Кадимы» 28 депутатских мандатов, у сторонников «Ликуда» – 27.

«Кадима» и «Ликуд» забирают 43 процента парламентских мест. Остальные 57 - распределились между десятью другими партиями. Таким образом, многое будет зависеть от того, как они себя поведут и с кем договорятся.

Особое внимание привлекает НДИ (партия «Наш дом Израиль», набравшая 12 процентов голосов и получившая 15 мандатов), созданная выходцем из России Авигдором Либерманом. Среди ее сторонников немало израильских русскоязычных поселенцев, придерживающихся жесткой линии в диалоге с арабами, что роднит их с «ястребами» из «Ликуда» и ортодоксальных иудейских партий, о которых подробно рассказывается ниже.

Важную роль также играет «Авода» Эхуда Барака (13 мандатов). По своей направленности это умеренная социал-демократическая организация, руководство которой далеко не всегда разделяет идеи «правых». Однако, когда речь заходит о дележе правительственных портфелей, оно тут же забывает свои «левые» взгляды. В случае необходимости «Авода» может примкнуть даже к «Ликуду».

Еще одна влиятельная партия – ШАС, обычно действующая в тесном взаимодействии с организацией «Яадут а-Тора» (в сумме 16 мандатов). В нее входят правые религиозные организации, представляемые ортодоксальными иудеями.

Противники «правых» (РААМ-ТААЛ, БАЛАД, ХАДАШ и МЕРЕЦ) в сумме имеют 14 мандатов. Это «арабские» партии, представленные израильскими арабами и местными ультра-левыми, которые открыто критикуют любые силовые действия Израиля и выступают в пользу расширения Палестины за счет израильских земель.

Семью мандатами в общей сложности обладают ультраправые партии «А-Байт а-Йегуди» и «Ихуд Леуми», выступающие за самый жесткий диалог с арабскими соседями. Они представлены в основном израильскими поселенцами, живущими в приграничных районах страны.

Без участия партий Нетаниягу, Либермана и Барака «Кадима» не сможет сформировать выгодную для себя коалицию. Но возможна ли такая договоренность? Нетаниягу и сам не прочь сформировать свою собственную коалицию, поэтому вряд ли он займет место в «умеренном» правительстве Ливни.

Не исключено, что лидеру «Кадимы» в итоге придется создавать коалицию за счет привлечения «левых» и «арабских» партий. Однако такое правительство (учитывая принципиальные расхождения) может оказаться недееспособным при решении важнейших государственных вопросов.

В свою очередь, «Ликуду» может оказать поддержку НДИ Либермана. И ортодоксальные партии больше склоняются к поддержке Нетаниягу, не принимая идеи «компромиссной» партии Ливни. От Нетаниягу можно ожидать более жёсткой реакции на действия арабов, чем от Ольмерта и Ливни. Напомним, что он резко протестовал против преждевременного завершения операции «Литой свинец» в Секторе Газа, считая, что войска еще не успели выполнить свои задачи по прекращению обстрелов израильской территории и ликвидации инфраструктуры палестинского терроризма.

Таким образом, несмотря на состоявшиеся выборы, политический курс Израиля остается под большим вопросом. Сумеют ли договориться между собой «крупные игроки» или разойдутся и потянут на свою сторону союзников помельче – пока неизвестно.

Автор Сергей Балмасов
Сергей Балмасов — журналист, бывший корреспондент международного отдела Правды.Ру, эксперт Института Ближнего Востока *
Куратор Саид Гафуров
Саид Гафуров — политолог, руководитель направления "Восток", ведущий прямых эфиров Правды.Ру *