В Китае произошло событие, которое должно послужить сигналом для многих стран, переживающих мировой экономический спад. И в первую очередь, России стоит обратить особое внимание на инцидент в китайском городе городе Тунхуа в северо-восточной китайской провинции Цзилинь, поскольку подобные сценарии развития событий вполне возможны и в некоторых российских моногородах.
Итак, что же произошло в небольшом городке сталеваров на северо-востоке Китая? По сообщениям гонконгской газеты South China Morning Post, со ссылкой на местную полицию, в минувшую пятницу тридцать тысяч рабочих местного сталелитейного предприятия, узнав о сделке по поглощению завода компанией Jianlong Steel, устроили беспорядки.
Дело в том, что в прошлом году Jianlong Steel уже осуществляла временное руководство предприятием в Тунхуа. Новые правила менеджмента вызвали сильное раздражение рабочих. Прежде всего, из-за огромных «социальных ножниц», которые возникли при оплате труда рабочего коллектива.
Читайте: В китайских погромах "засветилась" Аль-Каида?
В частности, рабочих возмутило то обстоятельство, что гендиректор Чэнь Гоцзюнь получил в прошлом году около трех миллионов юаней (440 тысяч долларов), в то время как рабочие-пенсионеры в Тунхуа - до 200 юаней (около 30 долларов) в месяц, передает "Интерфакс".
Между тем сокращения персонала продолжались. Руководство завода оправдывало их финансовыми проблемами, возникшими в период временного контроля над предприятием со стороны Jianlong Steel в минувшем году.
И когда рабочий коллектив узнал, что теперь завод попадает под полный контроль компании Jianlong Steel, бурное возмущение переросло в драку со стражами порядка, а закончилось гибелью генерального директора Чэнь Гоцзюня, который был забит насмерть.
Китайский северо-восток, где расположена старая промышленная база (сюда относится и провинция Цзилинь), с середины 1990-х годов остается одним из самых депрессивных районов Китае. Здесь преобладают государственные предприятия, и процесс оздоровления экономики проходит наиболее болезненно. На этот регион приходилось наибольшее число так называемых «высвобожденных с работы» (скрытая форма безработицы).
В конце 2002 — начале 2003 гг. на северо-востоке уже отмечались протестные акции рабочих, недовольных уровнем компенсации при увольнении. Правда, до нынешнего инцидента они не принимали столь угрожающего и трагического характера.
Читайте: Тяньаньмэнь: загадочный зигзаг китайской истории.
Хотя официально зарегистрированная безработица в Китае составляет приемлемые для кризисной ситуации 4,5 процента, на самом деле, она достигает 9 процентов. Причем эти данные не учитывают сельских рабочих-мигрантов. А в этом секторе из-за кризиса, по некоторым данным, из 100 млн человек уже около 20 млн остались без работы.
В отличие от волнений на этнической почве на северо-западе Китая, где несколько недель назад в административном центре Синьцзян-Уйгурского автономного района - городе Урумчи вспыхнули погромы, трагические события в противоположном конце Поднебесной носят совершенно иной характер. Они вызваны экономическими коллизиями, которые возникли в результате рыночных реформ.
Столь вопиющее социальное неравенство в оплате труда, какое имело место на сталелитейном заводе в Тунхуа, привело к имевшим место беспорядкам. Едва ли не впервые за долгие годы китайские рабочие осмелились на анархические выступления, которые, хотя и не приняли характер массовых погромов, как в Урумчи, но стали крайне болезненным сигналом для коммунистического руководства страны.
Конечно, компартия Китая поправит зарвавшийся менеджмент компании Jianlong Steel, также как образцово показательно покарает смутьянов-сталеваров, однако руководству в Пекине есть над чем задуматься и сделать далеко идущие выводы.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.