"Афганский синдром" расколол ряды НАТО

Ожидать, что ситуация в Афганистане стабилизируется, могут только наивные люди. Среди политиков таковых нет. Значит, или союзники США уйдет из этой опасной зоны, или намеренно сделают своих солдат «пушечным мясом». Обстановка в Афганистане ухудшается с каждым днем, и внутри НАТО все сильнее проявляются разногласия по афганскому вопросу.

В Афганистане нарастает мощный военно-политический конфликт. Но не тот, с которым мировое общественное мнение уже смирилось. Это не борьба с талибами или слабость местного руководства контролировать территории. Даже не увеличение наркотрафика, по которому героин идет в Европу. Все гораздо сложнее.

Афганский синдром подложил мощную мину под натовскую солидарность и координацию действий альянса, который был селен единством своих помыслов и готовностью единым ударом решать возникающие проблемы, если они стоят на пути европейской безопасности.

НАТО тратила б о льшую часть своей энергии на отлавливание боевиков в Кабуле. Итальянцам было поручено создать новую полицию. Немцы получили задачу создать судебную систему. Англичан попросили уничтожить маковые поля. Французы согласились лишь поднять в Кабуле свой флаг. Американцы и канадцы вели некоторые бои около границ с Пакистаном. Предположительно, охотились за вечно ускользающим Усамой бен Ладеном, но никогда не преследовали тех боевиков, которые скрывались в убежищах в Пакистане.

Что примечательно, НАТО редко брала на себя инициативу по изгнанию талибов и "Аль-Каиды" из занимаемых ими территорий. На протяжении семи лет война в Афганистане и Пакистане носила преимущественно позиционный характер. Джихадисты никогда не бросали на поле боя все силы, так как они надеялись на победу в Ираке, которая вынудит "неверных" покинуть земли Ислама под давлением общественного мнения.

Президент Пакистана Первез Мушарраф проявил такую приверженность борьбе с терроризмом, которая позволила ему выглядеть незаменимым и способствовала притоку долларов из США. Однако при этом он не стал сжигать мосты, ведущие к джихадистам. Президент Афганистана Хамид Карзай делал правильные заявления, однако его новая армия, созданная усилиями НАТО, так и не начала вести полномасштабную войну с талибами.

Кроме того, он оставил каналы связи с радикальными группами открытыми, для сохранения этнической солидарности пуштунов. Джихадисты, борющиеся в Пакистане, знали, что им не будут досаждать, если они скроются в Афганистане. Те, кто вел боевые действия в Афганистане, знали, что они будут в безопасности в Пакистане. Президенты Карзай и Мушарраф оставляли впечатление, что они ненавидят друг друга больше, чем талибов и "Аль-Каиду".

Для администрации Буша приоритетом всегда был Ирак. Неопределенное отношение американцев к этим двум фронтам глобальной войны с террором позволило членам НАТО занять выжидательные позиции, не ввязываясь в полномасштабные боевые действия. Другой причиной стала неспособность так называемого "международного сообщества" выработать согласованную стратегию в отношении Афганистана. НАТО, Организация Объединенных Наций, Европейский Союз и другие различные объединения, оказывающие помощь, никогда не координировали свои усилия, чтобы проводить согласованную политику.

Президенты Карзай и Мушарраф, уверенные в том, что у США и НАТО нет стратегических намерений в отношении их региона, попытались подстраховаться, выделив некоторое пространство джихадистам и заигрывая с тегеранским режимом. Оба этих руководителя верят, что США сохраняют приверженность войне с террором только пока Джордж Буш является президентом. После ухода Тони Блэра приверженность Великобритании тоже стала ставиться под сомнение.

Кроме того, видимое внутриполитическое равновесие наблюдается только в крупных административных центрах Афганистана и обеспечивается главным образом силой иностранного оружия. Факторы, способствовавшие в течение последних двух десятилетий и превращению его в территорию острой межнациональной вражды и исламского радикализма, были только временно приглушены. А в последнее время они снова начинают все более активно проявлять себя.

В 2007 году был отмечен самый высокий с осени 2001 года, когда началась операция против талибов и "Аль-Каиды", уровень насилия: погибли примерно 6,3 тыс. человек, включая боевиков и солдат коалиционных сил. Зафиксировано и рекордное число акций смертников - свыше 140. Афганистан согласился принять у себя дополнительно 3 тыс. американских военных для борьбы с боевиками движения "Талибан".

Как сообщил официальный представитель министерства обороны Афганистана Захир Азими, увеличение численности воинского контингента США поможет более эффективно противодействовать талибам и поддерживать военно-политическую ситуацию в стране. Основной целью данной меры военное ведомство назвало всплеск ожидаемого весной наступления талибов и боевиков "Аль-Каиды".

Правительство Хамида Карзая по существу контролирует лишь Кабул и ряд районов Кабульской провинции. У провинциальных администраций, назначенных кабульским правительством, нет, как правило, ни достаточных сил, ни политической воли для реализации своих решений. Для таких провинций характерна кадровая чехарда, высокая сменяемость ключевых должностных лиц.

Судя по всему, идет постепенное формирование некоего качественно нового движения сопротивления иностранному военному присутствию в стране, в которое интегрируются бывшие талибы, а также представители оппозиционных Карзаю пуштунских племен. Называть эти силы "остатками талибов" уже нельзя, хотя бы с точки зрения мотивации их активности. Значительная часть участников этого движения воюет против правительственных подразделений и иностранных войск не за то, чтобы вернуть к власти "Талибан", а против антинародного правительства, против иностранных войск.

Афганистан обладает весьма специфической общественной и политической структурой, которая ничего общего не может иметь с так называемым "гражданским обществом". Начался новый этап военно-политического противостояния. Видимо, вашингтонские стратеги больше не питают иллюзий относительно нашумевшей идеи создания «Большой Центральной Азии» и во что бы ни стало хотят укрепиться в Афганистане с целью «держать руку на пульсе» событий в сердце Евразийского материка. Они пытаются оказать влияние на процессы формирования других групп интересов и противостоять все более возрастающему региональному влиянию Китая и России.

По-видимому, США готовятся менять тактику и стратегию в этой сложной геополитической борьбе. Администрация Буша будет добиваться от своих европейских союзников по НАТО отправки дополнительных подразделений в южные районы Афганистана, реагируя на предупреждение, прозвучавшее днем ранее из уст канадского премьер-министра Стивена Харпера. Тот пригрозил вывести из Афганистана в начале следующего года 2,5 тысячи дислоцированных там канадских солдат, если НАТО не подошлет подкрепления.

Командующий Международными силами по содействию безопасности в Афганистане (ИСАФ) генерал Дэн Макнил уже потребовал у стран-членов НАТО еще 7,5 тысяч солдат и вертолеты.Сейчас в ИСАФ сейчас входят подразделения из 26 стран-членов НАТО и 11 других государств - в общей сложности около 41 тысячи военнослужащих, включая примерно 14 тысяч американцев. Еще порядка 13 тысяч американских солдат действуют там самостоятельно - участвуют в подготовке афганской армии и ведут "охоту" на боевиков "Аль-Каиды".

Теперь было объявлено, что срок пребывания дополнительных подразделений армии США там будет ограничен семью месяцами, и больше США увеличивать свой контингент в этой стране пока не намерены. Если НАТО не примет правильного решения в отношении этой страны, альянс выведет не солдат, а вывезет из этой страны гробы.

Автор Вадим Трухачев
Вадим Трухачев — журналист, бывший корреспондент и обозреватель Правды.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить