Глава МИД России Сергей Лавров допускает, что вопрос о принадлежности Южных Курил должен решаться на референдуме. Между тем не только Япония предъявляет России претензии. Открыто это делает Эстония, в более завуалированной форме — Германия и Финляндия. И каковы будут итоги голосования? Есть ли риск, что Россия утратит Южные Курилы, часть Карелии и Калининградскую область?
Перед началом своего визита в Японию Лавров дал интервью японской телекомпании NHK. Отвечая на вопрос о статусе Южных Курил, глава российской дипломатии заметил: "В нашем случае, в любом варианте, это вопрос, который решается через референдум". Правда, Лавров оговорился, что это вопрос — не ближайшего времени. Так или иначе, но высокий российский чиновник впервые публично признал, что вопрос о статусе той или иной российской территории может быть решен на всенародном голосовании.
Между тем слова Лаврова звучат тревожно. Ведь не только Япония предъявляет нам претензии. Открыто требует вернуть Печорский район Псковской области Эстония. Только четыре года назад от Пыталовского района той же Псковской области отказалась Латвия. Некоторые политики в Финляндии открыто ставят вопрос о статусе Выборга, некоторых районов Карелии и порта Печенга в Мурманской области.
И уж совсем особый вопрос — Калининградская область. Несколько лет назад один из депутатов Бундестага от ХДС говорил о создании там еврорегиона "Восточная Пруссия". Намек очевиден: когда-то так назывался этот регион в составе Германии. Кроме того, отдельные силы в Литве называют эту землю "Малой Литвой". Польша открыто не высказывает претензий на Калининград, но среди поляков тоже иногда можно услышать про "Наш Крулевец".
Если власти России готовы на референдум, они, наверняка, уверены: народ проголосует патриотично. Но так ли это? Вот, например, что рассказал "Правде.Ру" японовед Александр Куланов о том, как активно японцы борются за умы, сердца и кошельки жителей Южных Курил.
Читайте подробнее: Что сделала Россия для удержания Курил?
"Японская сторона активно внедряет программы по безвизовому обмену, приглашая курильчан посетить Японию. Целью этого всего является показать: "Посмотрите, как живут у нас, и сравните с тем, как живут у вас". Кроме того, специально на Курилы вещают японские каналы. Мы же этой пропаганде, по сути, ничего противопоставить не можем. Против агитации эффективны реальные дела, а не обещания, но тут пока существует еще много "но".
И, разумеется, многие к Японии тянутся, поскольку добраться туда гораздо дешевле, чем до других районов России. Причем не только курильчане, но и другие жители Дальнего Востока… И, относясь без должного внимания к своей земле, мы сами даем козыри в руки нашим оппонентам для выдвижения к нам претензий. К сожалению, федеральный центр зачастую смотрит на провинции с той точки зрения, насколько эффективно оттуда качать природные богатства", — подчеркнул Куланов.
Если заглянуть на сахалинские и курильские форумы, то там то и дело высказываются мнения о том, что в составе Японии было бы лучше. И дело не ограничивается только Южными Курилами. На другом конце страны есть проблема Печорского района Псковской области, на который давно положила глаз Эстония. Весной 2008 года тогдашние начальник Пограничного управления ФСБ России по Псковской области генерал Иван Бобряшов и депутат Псковского областного Собрания, экс-глава Печорского района Псковской области Александр Рогов сообщили, что почти половина населения района обзавелась эстонскими паспортами.
Читайте также: Почему россияне выбирают не российскую, а натовскую армию?
"Анализ обстановки показывает, что власти Эстонии ведут активную деятельность по расширению своего политического, экономического, социального и информационного влияния в Печорском районе", — заявили тогда они. И пропаганда эта частично находит благодатную почву. Например, молодые люди предпочитают идти не в российскую, а в эстонскую армию. Что же касается паспорта соседнего государства — то его могут брать хотя бы из соображений свободного перемещения по Европе. Но где четкая грань между бытовым прагматизмом и желанием уйти из России?
Перейдем к Выборгу и Карелии. Регион активно осваивается финскими компаниями. Местное население активно учит финский язык. А на одном из форумов открыто предлагается обсудить все плюсы и минусы присоединения к Финляндии. "До Зимней войны между СССР и Финляндией, Карелия и город Выборг (Виипури) были Финской землёй. К тому же если Карелия останется под Россией, то ее ожидаетучасть"пеньков и свалок""… "Карелию нужно отдать Финляндии. Это восстановит и историческую справедливость, и экологическую обстановку". Без комментариев.
Здесь параллель с курильским вопросом наиболее близкая. По соседству находится богатая развитая страна, где (в отличие от более бедной Эстонии) нет официальной русофобии, и все подряд русские врагами государства не выставляются. Увы, уровень жизни в Финляндии куда выше, чем на северо-западе России, а Выборг сегодня местами напоминает Сталинград года эдак 1945-го… "Да, многие выборжцы сами рады будут такому повороту, поверьте, в городе и на Карельском перешейке очень сильны профинские настроения", — написал неделю назад под текстом о Выборге один из читателей "Правды.Ру".
Читайте также: Россия сама отдает Выборг Финляндии
Наконец, не все просто с Калининградской областью, куда активно идет немецкий капитал. Сложность удержания региона для России состоит в том, что от остальной территории страны он оторван. Зато со всех сторон анклав окружен Евросоюзом, и его жители постоянно ездят в Европу — причем ездят туда чаще, чем в "большую" Россию. А немецкий капитал начал осваивать его задолго до того, как Литва и Польша вошли в ЕС. Официально Германия не предъявляет претензий на бывшую Восточную Пруссию. Но полгода назад в журнале Der Spiegel появилась статья, где говорилось, что еще в 1990 году СССР якобы хотел вернуть ФРГ "Кенигсберг".
"Предложение содержалось в секретной телеграмме, которую прислал в посольство Германии в Москве Гелий Батенин, один из самых высокопоставленных советских генералов в тот период", - пишет издание. Немцы указали, что Михаил Горбачев подобного не говорил — мол, Батенин действовал от своего имени. "Но это опровержение следует воспринимать с некоторым скептицизмом, так как в 1990 году правительство СССР, бесспорно, жаждало получить у Германии миллиардные кредиты", — отметили германские журналисты.
Так или иначе — проблема есть. И с Южными Курилами, и с Выборгом, и с Калининградом, и с Печорским районом. Во всех случаях соседи живут богаче, и уровень коррупции в них — на несколько порядков ниже российского. Есть ли у России риск потерять приграничные территории в результате референдумов или как-то иначе? Насколько опасно заявление Лаврова? Об этом в интервью "Правде.Ру" рассуждает президент Академии геополитических проблем, генерал-полковник Леонид Ивашов:
"Российский референдум наверняка подтвердит принадлежность России тех же Южных Курил. Однако в заявлении Лаврова печалит то, что наша страна меняет свою политику. Раньше мы жестко говорим, что не отдадим острова, а наши чиновники летали туда. Теперь же мы сами возбуждаем у японцев нездоровый интерес к претензиям. Надо отрубить вопрос раз и навсегда и не вести по нему никакой полемики.
Читайте также: Германия и Австрия хотят перекроить карту Европы?
С Японией нам есть о чем говорить. Недалек тот час, когда их смоет в море. Нужно говорить об инвестициях на Дальний Восток, о сотрудничестве в высокотехнологичных отраслях, о создании там инфраструктуры. И тогда только говорить о референдуме. Если же мы вкладывать в свои регионы не будем — мы их потеряем. И не только Южные Курилы, но и весь Дальний Восток заселят представители других народов.
Сами по себе никакие запреты не помогут. Мы, а не Финляндия должны развивать промышленность, сельское хозяйство, социальную инфраструктуру на северо-западе РФ. Нужен большой проект, который привязал бы тот же Выборг к России. Чтобы народ приграничных территорий воспринимал российскую культуру, российскую науку, чтобы регион был втянут в российское пространство. В то же время надо принимать законы, ужесточающие правила иностранного присутствия в приграничных регионах.
Что же касается Калининграда, то Германия уже занимается там ползучей экспансией — спокойно, но твердо и последовательно. Что же касается России, то были федеральные целевые программы по развитию региона, но деньги разворовали. Российский бизнес туда не идет, государственного планирования нет. Мы открыли двери для иностранцев, чем немцы и воспользовались. Мы потеряем Калининград, если не примем комплексного плана развития территории, не привяжем его к России с помощью близкого к государству бизнеса. А поскольку географически к нему ближе Белоруссия, надо завязывать регион и на нее. Нельзя давать конкурентам даже повода подумать о претензиях к нам!"
Читайте самое интересное в рубрике "Мир"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.