Организация Объединенных Наций заявила о том, что судебный процесс по делу Локерби " находился под сильным политическим давлением США": результат процесса определился через "несправедливое укрывательство доказательств", и суд "не имел оснований вынести обвинительный приговор".
Напомним, речь идет и взрыве в 1988 году над шотландским городком Локерби американского авиалайнера. В результате теракта погибли 270 человек.
Данные резкие слова принадлежат Хансу Кохлеру, который был выбран генеральным секретарем ООН Кофи Аннаном в качестве наблюдателя за судебным процессом в Нидерландах. Согласно ему, обвинительный приговор в адрес Абдельбассета Али Мохамеда Аль Меграхи был "иррациональным" и дал его защите все возможности отмены решения суда после апелляции - на которую дело было немедленно послано.
Доклад Кохлера призывает к новому расследованию дела и высказывает резкую критику в адрес 3 судей процесса: Лорда Сазерленда, Лорда Кулсфилда и Лорда Маклина. Опубликование этого доклада вызвало настоящие "разборки" между британскими властями, шотландским парламентом (ведь ливийских обвиняемых судили шотландским судом и по шотландским законам) и ООН. ООН обвиняют в "незнании шотландского законодательства".
Доклад Кохлера, однако, гораздо большее внимание заостряет не на шотландских законах, а на необъяснимом присутствии на процессе "двух прокуроров от американского госдепертамента". Кохлер называет это присутствие "глубоко проблематичным". Эти прокуроры "не были занесены ни в какие списки офицеров суда - и в то же время они постоянно уводили шотландских обвинителей на какие-то брифинги".
Кохлер добавляет: "Это создает впечатление "начальников", занимающихся важными проблемами стратегии обвинительной команды, и решающих в некоторых случаях, какие документы могут быть обнародованы в суде, а какую информацию надо удержать в тайне".
Он указывает на то, что обращение с главным свидетелем обвинения, ливийским двойным агентом Маджидом Гиака, показавшим, что оба обвиняемых причастны к взрыву самолета ПанЭм 103 над деревней Локерби в Шотландии, является доказательством того, как "присутствие представителей иностранных правительств в шотландском суде " привело к "серьезным проблемам в ходе процесса".
Во время судебных слушаний документы ЦРУ о Гиака были отклонены как "не имеющие отношения к делу". Позднее эти документы были частично обнародованы - в отцензурированной форме - и "оказались имеющими огромную важность", - согласно докладу Кохлера.
"Это серьезно повредило всей репутации суда," - заявил Кохлер, подчеркнув, что представители американского департамента юстиции грубо нарушили "независимость и беспристрастность судебных процедур".
Он добавляет, что это "находится в противоречии с общепринятыми нормами честного процесса... и негативно повлияло на способность суда найти истину". Кохлер высказывает резкую критику в адрес британских судей, которые, по его словам, "ввели политический элемент в судебный процесс", позволив американским прокурорам находиться в суде.
Доклад ООН замечает, что "постоянным мотивом в ходе судебного процесса были усилия по сокрытию многих важных документов от правосудия - как результат политических интересов и соображений."
Кохлер ещё раз подчеркивает, что защите обвиняемых было отказано в ознакомлении с важными документами, касающимися Гиака. "Суд, судя по всему, был вполне доволен такой ситуацией."
ООН также решительно осуждает заявление шотландского суда устами Колина Бойда в ходе процесса о том, что неназванное "иностранное правительство" имеет "существенную новую информацию по делу."
Эта информация так никогда и не была представлена суду этим "неназванным правительством" - несмотря на то, что защита планировала показать, что палестинская террористическая группа, а вовсе не Ливия (подвергнутая - якобы за это! - многолетним жестоким санкциям) совершила этот взрыв. Практически защитникам ливийцев не позволили вызвать ни одного свидетеля для поддержки своего дела.
Кочлер ставит вопросительные знаки насчёт того, почему адвокаты не настаивали на этом своем праве и того, какие именно мотивы руководили ими при этом. По его словам, адвокаты ливийцев отказываются ответить на эти вопросы, задаваемые прежставителями ООН - несмотря на их многочисленные попытки такие вопросы поставить.
"Практически все свидетели, представленные на процессе обвинителями, на деле оказались глубоко не вызывающими доверия," - пишет Кохлер. Гиака даже лгал в суде.
Заключение Кохлера: "Запахом международной власти и политики пропитан весь вердикт судей этого дела. Обвинительное заключение в адрес Аль Меграхи особенно необъяснимо в свете того, что сами судьи признают, что его идентификация "не была абсолютной", и что " есть масса противоречащих друг другу свидетельств."
"Нет ни одного материального доказательства, связывающего обвиняемых с этим взрывом," - подчёркивает ООН.
Ирина МАЛЕНКО
ПРАВДА.Ру
Ирландия
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.