Москва и Вашингтон наконец-то подписали новый договор по СНВ. Он должен стать реальной основой международной безопасности. Оба президента — Дмитрий Медведев и Барак Обама встречались, обсуждая аспекты будущего документа, неоднократно, начиная с 1 апреля 2009 года.
Однако в декабре прошлого года старый договор перестал действовать, а новый все еще не был готов. Много месяцев ушло на то, чтобы утрясти серьёзнейшие разногласия. Главное из них заключалось в увязывании договоров по СНВ и противоракетной обороне (ПРО). Россия считала, что принимая решение о наступательных вооружениях, нужно обговаривать и вопрос об оборонительных. США полагали, что такой необходимости нет.
Тем временем появились сообщения, что элементы новой американской ПРО будут размещены в Восточной Европы — в Румынии и, возможно, в Болгарии. В Польше вот-вот появится батарея американских зенитно-ракетных комплексов "Пэтриот". Всё это вызывало крайнее недовольство у России. Заговорили о том, что подписание нового СНВ будет отложено на неопределённое время.
Однако к концу марта сторонам удалось, устранив все разногласия, согласовать условия договора. Он имеет строго паритетную основу. Обе стороны взяли на себя обязательства в ближайшие семь лет существенно сократить наступательные арсеналы и не размещать их на территории третьих стран. Определены конкретные цифры. Например, и Россия, и США, могут иметь не более чем по 700 носителей ядерного оружия, включая межконтинентальные баллистические ракеты (МБР), баллистических ракет морского базирования, размещаемых на атомных подводных лодках (АПЛ), и стратегических бомбардировщиков.
Суммарное количество боезарядов будет сокращено почти на треть — с 2200 до 1550 единиц. Представители российского Минобороны и Генштаба РФ уверяют, что данные параметры позволяют сохранить стратегические ядерные силы в состоянии достаточной боеготовности в случае нападения на нашу страну. Это должно обеспечить необходимый уровень сдерживания.
Как считает президент Академии геополитических проблем Леонид Ивашов, "Россия не поддалась давлению американцев и заключила выгодный для себя договор. Во-первых, — пояснил он в интервью "Правде.Ру", — нам удалось сбросить с себя "контролирующие оковы", когда американцы зорко следили не только за производством наших баллистических ракет, например, на том же Воткинском заводе, но и даже отслеживали маршруты передвижения мобильных ракетных комплексов. Теперь, по условиям договора, этого не будет. американцы
Да, — продолжает эксперт, — мы не смогли добиться того, чтобы американцы отказались от развития своей ПРО. Зато настояли на том, что если это нам будет угрожать, мы вправе из СНВ выйти. Правда, к большому сожалению, России не удалось подвести под ограничение крылатые ракеты, на которые сейчас делают ставку американцы".
Нужно отметить и то, что теперь упрощается процедура переоборудования и ликвидации стратегических наступательных вооружений. Присутствие инспекторов не обязательно. В договоре нет ни слова о том, что контроль за его соблюдением может осуществляться с помощью телеметрической информации, то есть в видеорежиме.
Что касается темы СНВ и ПРО, то в документе прописана неразрывная связь между ними. То есть США взяли на себя обязательство не переоборудовать и не использовать пусковые установки МБР и баллистических ракет АПЛ для размещения на них противоракет. Однако саму ПРО и её компоненты данный договор не регулирует.
Читайте также: "Обезоруживающая" миссия Клинтон
Оговорена и процедура выхода из договора. Каждая сторона вправе это сделать, "если решит, что связанные с его содержанием исключительные обстоятельства поставили под угрозу ее высшие интересы". Срок действия договора по СНВ — 10 лет. Он вступит в силу после того, как его ратифицируют Федеральное Собрание России и Конгресс США.
Вполне уместно вспомнить, что накануне, 6 апреля, была обнародована новая ядерная доктрина США. Одно из примечательных ее положений такое: Вашингтон отказывается от наращивания ядерного потенциала и его главенствующей роли, поскольку главная угроза, как считает нынешняя американская администрация, будет исходить от международного терроризма.
Вместо этого Штаты станут развивать неядерные вооружения, в том числе ПРО. По мнению наблюдателей, они уже создали достаточно мощные обычные вооруженные силы, которые способны противостоять агрессору, не прибегая к атомным ударам. И свое стратегическое неядерное оружие Вашингтон будет усиливать, чтобы с территории США поражать любые цели в любой точке земного шара. Именно перспектива создания нового поколения подобного оружия и позволяет американскому руководству выдвигать разного рода инициативы по ядерному разоружению.
Согласно новой ядерной доктрине (она же ядерная стратегия) США провозглашают необходимость взаимодействия с другими ядерными державами в борьбе против общих вызовов.
Заметим, что этот документ было намерение подписать еще в декабре прошлого года. Но произошло это лишь накануне пражской встречи двух президентов. Что не случайно. Причина в том, считает директор Института США и Канады Сергей Рогов, что "документ приурочен к договору об СНВ и в очень большой степени нацелен на республиканцев в Сенате, которые обвиняют Обаму в одностороннем разоружении, капитуляции, слишком больших уступках России".
Теперь и ядерную доктрину США, и новый договор по СНВ должны одобрить минимум две трети американских сенаторов. Но не факт, что "тактическая хитрость с новой стратегией" сработает. Некоторые представители республиканцев — "не клюнули" и уже раскритиковали ядерную доктрину Обамы, назвав её "утопической". Нет четкой уверенности и в том, готовы ли они поставить свои подписи под договором СНВ.
"С утверждением доктрины Конгрессом меньше проблем, чем с ратификацией СНВ, — считает заместитель директора Института США и Канады РАН Павел Золотарев. И дал такое пояснение "Правде.Ру". - Дело в том, что американские конгрессмены в значительной степени связаны с интересами рядовых избирателей, и они думают о международной и национальной безопасности как бы от их лица. И можно предположить, что те члены Конгресса, которые избирались в районах, где находятся военные базы или предприятия, подлежащие закрытию по условиям договора, — выскажутся против. Тем более что многие из республиканцев невзлюбили Обаму по целому ряду причин, касающихся внутренней и внешней политики".
По мнению председателя комитета Совета Федерации по международным делам Михаила Маргелова (а так считает не только он), ратификация обеими сторонами нового договора по СНВ наверняка приведет к дальнейшему улучшению отношений между Россией и США.
Читайте самое интересное в рубрике "Мир"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.