Дети научат своих сверстников ездить на лошади лучше, чем взрослые

Наверное, не будет преувеличением сказать, что сегодня российский детский конный спорт переживает второе рождение. Многочисленные школы верховой езды, различные соревнования, организация пони-клубов — наглядное тому доказательство. Однако, как и всякий растущий организм, эта разновидность конного спорта сталкивается с рядом неизбежных проблем. Одна из них — дефицит проверенных методик преподавания.

Читайте также: Детский конный спорт в России — проблемы и пути их решения

Происходит он от того, что, как мы уже писали в ряде публикаций, сама идея "детского конного спорта" в России оказалась весьма революционной даже для нашего прогрессивного времени. Напомню, что в СССР таковой фактически отсутствовал, большинство конноспортивных школ принимали на обучение только тех, кому уже исполнилось 10-11 лет. Однако, как показывает весьма успешный опыт зарубежных стран, учить детей основам верховой езды можно и в более раннем возрасте (например, с 5-7 лет). И не только можно, но и нужно.

Согласно исследованиям психологов, именно в этом возрасте у малышей наступает фаза "контактности". Большинство детей, достигнув 5 лет, перестают бояться окружающего их большого мира и начинают активно интересоваться им. При этом они стремятся наладить контакты и сделать своими друзьями практически всех живых существ, которые их окружают. Действительно, двухлетний ребенок, как правило, еще сторонится собак и кошек, а пятилетний, наоборот, всячески стремится вступить с ними в контакт, иногда даже против воли последних.

Исходя из этого, логично предположить, что именно в этом возрасте и нужно знакомить детей с лошадьми, поскольку шанс того, что они быстро подружатся, и потом всегда будут находить общий язык, весьма велик.

Традиционный же подход (сажать на лошадь с 10 лет) ущербен еще и тем, что в 10-тилетнем возрасте у детей появляется желание выделиться и доказать всему миру свою уникальность. При этом ребенок, сам того не осознавая, пытается починять себе всех, кого считает слабее или "ниже" себя, в том числе и животных.

В этом возрасте отношения с лошадью начинаются, в большинстве случаев, не как дружба, а как "выстраивание вертикали власти", причем на самом верху юный наездник видит, естественно, себя. Подобное приводит к тому, что в течение долгого времени всадник вместо того, что бы сотрудничать с лошадью, воюет с ней, а это, в свою очередь, значительно уменьшает его шансы на победу в соревнованиях.

Фото: AP

Итак, как видим, лучше всего начинать занятия верховой ездой как можно раньше. Однако здесь возникает другой вопрос — где взять специальных тренеров, которые могли бы найти общий язык с столь юными наездниками? Ведь таковых в нашей стране до последнего времени специально никакой ВУЗ не готовил.

Эту проблему разные конные клубы решают каждый по-своему. Кто-то "выписывает" преподавателей из-за границы, кто-то, наоборот, посылает своих воспитанников на обучение к мастерам из стран Запада. Однако самое интересное решение, на мой взгляд, предложил московский КСК "Сокорос". Его руководство решило привлечь к преподаванию верховой езды детям… своих же юных воспитанников, которые уже успешно занимаются в клубе 1-2 года, посчитав, что лучше всего с детьми смогут договориться именно дети.

Собственно, подобный подход не является чем-то новым. Методика, при которой старшие и более опытные воспитанники обучают новичков, известная под названием "ланкастерская система", известна с конца XVIII века. Ее успешно применяли в самых различных образовательных учреждениях, в том числе и в клубах верховой езды, но именно в "Сокоросе" она стала одним из основных способов преподавания конноспортивных дисциплин.

О том, как происходит подобное обучение, корреспонденту "Правды.Ру" рассказала одна из воспитанниц "Сокороса", Настя:

"Я занимаюсь в этом клубе уже третий год. К нам принимают с пяти или с семи лет, сначала дети учатся верховой езде в пони-клубе, а где-то с 12-13 лет они уже пересаживаются на больших лошадей. Там уже с ними взрослые тренеры занимаются.

А маленьких сначала учат основам — как правильно сидеть на лошади, управлять ей. Все это дети осваивают, катаясь на пони. В роли тренеров выступают уже опытные воспитанники, вроде меня.

Кстати, мы учим не одной только верховой езде, но и вообще тому, как надо взаимодействовать с лошадью. Дети с самого начала приучаются ухаживать за своим пони, чистить его. Мы за них это не делаем — просто показываем, как это все нужно выполнять, ну и потом советами помогаем.

Я считаю, что подобный подход — это куда лучше, чем, если бы малышей учили ездить на лошадях взрослые тренеры. У нас легче получается найти с новичками общий язык, ведь мы всего два года назад были на их месте и прекрасно помним все свои ощущения, страхи и эмоции. Да и, честно говоря, мы разговариваем с ними на одном и том же языке, без всяких терминов, профессиональных словечек и разных премудростей, поэтому они нас лучше понимают.

Но взрослые всегда за нами приглядывают, хотя напрямую обычно не вмешиваются. Если что не так сделаем — позовут, дадут совет, поправят, если нужно. Кстати, я заметила, что когда учишь кого-нибудь на лошади ездить, сама через какое-то время начинаешь ездить намного лучше. Так что выступать в роли тренеров — это и для нас самих полезно".

Фото: AP

Читайте также: Верховая езда — это очень опасно?

Действительно, подобная методика приносит обоюдную пользу. Наверное, именно поэтому воспитанники "Сокороса" расценивают преподавание не как обязанность, а как своеобразную тренировку. И, поскольку ученики КСК традиционно показывают отличные результаты на разнообразных соревнованиях, можно с уверенностью сказать, что подобные тренировки весьма полезны. И для учеников, и для учителей.

Не забудьте заглянуть и подписаться на канал "Домашние животные" в Яндекс.Дзен

Автор Антон Евсеев
Антон Евсеев — зоолог, корреспондент, позже редактор отдела науки Правды.Р *
Обсудить