Очередной скандал, связанный с незаконным ремонтом военной техники, да еще иностранной, закручивается в Северодвинске, на главной российской военной верфи. Там в городской суд направлено уголовное дело по факту незаконного предпринимательства при ремонте тяжелого авианесущего крейсера "Адмирал Горшков", ныне — индийский авианосец "Викрамадитья".
Как сообщили "Правде.Ру" в пресс-службе прокуратуры Архангельской области, генерального директора ООО "СК "Северный регион" Юрия Чекмарева обвиняют в том, что в декабре 2009 году возглавляемое им предприятие модернизировало бывший советский боевой корабль без лицензии. И получило за это семь миллионов рублей.
Многие журналисты, особенно из "желтых" изданий, наверное, уже пишут по этому поводу сенсационные опусы. Ну, как же, на самой закрытой российской верфи "Севмаш" такие безобразия творятся… Между тем в самом Северодвинске никто такому факту вообще не удивился. Такое там наблюдается довольно часто!
Читайте также: Российскую оборонку сделают модерновой
Корреспондент "Правды.Ру" попробовал разобраться в хитросплетениях таких сценариев. И вот что выяснилось из разговора со специалистом управления экономики "Севмаша", пожелавшим остаться неизвестным.
Ситуации, когда для выполнения каких-либо конкретных работ привлекаются сторонние организации, возникают довольно часто. Практика сложилась еще со времен СССР. Причины привлечения "сторонних" бывают самые разные — недостаток кадров, обученных на какую-то конкретную производственную операцию, экономия собственных средств и так далее. Заметьте — это зачастую дает заводу существенную экономическую выгоду.
И вот тут-то не только "Севмаш", который строит атомные подводные лодки, но и многие другие "государевы заводы" из оборонки попадают в весьма диковинную ситуацию. Законодательство со времен СССР до того изменилось, что в нем вполне могут заплутать самые хитроумные юристы.
Тот же "Севмаш" не раз пытался доказать в суде, что лицензии для субподрядчиков вообще не нужны как таковые, поскольку качество выполняемых работ в итоге контролируется специалистами предприятия. Однако законодательно этот вопрос окончательно не решен, и, по закону для всех организаций, участвующих в выполнении заказов, наличие лицензии как бы обязательно. Вот правоохранители периодически и открывают уголовные дела против подрядчиков, выполняющих различные работы по заказу завода.
Открывают дела не столько из-за того, что хотят поймать "расхитителей капиталистической собственности", а потому, что не хотят "подставиться" сами — ведь если де-юре закон нарушен, на нарушение надо реагировать де-факто. Всем все понятно, и, похоже, такое положение дел всех устраивает — и сам завод, и силовиков, и даже уголовно преследуемых субподрядчиков.
Читайте также: Ведущая ударная сила ВМФ РФ "без погон"
Аналогичный с вышеописанным случай архангельское управление ФСБ расследовало весной 2011 года. Вообще-то, таких случаев десятки, просто почему-то именно об этом случае тогда подробно писали все местные, да и некоторые центральные СМИ. Итак, некая фирма ООО "Реновация и кораблестроение" ("РиК") выступила подрядчиком при переоборудовании с модернизацией авианосца "Викрамадитья", который приобрела для своего флота республика Индия.
Дотошные следователи установили, что ООО "РиК" в период с июля 2007 года по август 2009 года, не имея лицензии на ремонт вооружения и военной техники, на основании договора подряда с тем же "Севмашем" выполняло на авианосце корпусные и монтажные работы, получив за это доход в сумме 12,579 миллионов рублей. Прошедший летом суд признал гендиректора этой компании виновным по статье "Незаконное предпринимательство с извлечением дохода в особо крупном размере". "РиК" и его владелец, получив 12 миллионов, были оштрафованы на 100 тысяч рублей.
И все, что интересно, совершенно довольны: завод получил выполненную высококвалифицированную работу, силовики как бы разоблачили незаконного предпринимателя, а этот самый предприниматель, заплатив по суду полагающийся в таких случаях небольшой по сравнению с суммой работ штраф, остался при своих…
Читайте также: АПЛ "Екатеринбург" починят к 2014 году
Где выход? Вышеупомянутый экономист с "Севмаша" однозначен во мнении: законодательные акты, имеющие отношение к оборонке, нуждаются в корректировке, причем довольно серьезной. Предприятие иногда несет убытки даже из-за действующей ныне системы тендеров и аукционов. Судите сами. Вот вам ситуация. Завод вынужден объявлять тендер на закупки оборудования на крупные суммы.
И вдруг заявляется на тендер организация, о которой никто никогда и не слышал, предлагает более выгодные условия — и, естественно, совершенно законно выигрывает! А старые, проверенные партнеры, поставляющие качественное оборудование, что называется, "сосут лапу". И вдруг к ним приходит представитель оформленной по всем правилам фирмы-однодневки и предлагает: нанимаю вас как поставщика! Мне за это нужно столько-то… И причем все это законно!
В общем-то, о подобных хитроумных схемах известно не только в оборонке. Есть они и в ЖКХ, и в дорожном строительстве, и в системе муниципальных заказов — да, в общем-то, где угодно. Схема не то чтобы черная, но какая-то серая. Ну, вот и до оборонки добрались…
Читайте самое интересное в рубрике "Общество"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.