Через пару дней после теракта в Домодедове пришлось мне вылетать из столицы через Шереметьево. Проверяли трижды, причем очень тщательно. Все воспринималось как должное, никто не возмущался. И тут поймал на себе несколько взглядов: моя папаха восточного покроя и небритая по случаю командировки брюнетистая физиономия явно вызывали тревогу у пассажиров…
Пришлось прибегнуть к "успокоительному": громко заговорить со своим случайным попутчиком (познакомились в электричке) по-русски, да еще с врожденным ярославским прононсом. Вслух пошутил, ляпнув какую-то глупость, сам же во всеуслышание засмеялся. Только после этого вроде как-то успокоился народ в очереди к следующей "рамке"…
А, собственно, можно ли угадать смертника по выражению лица, по обличью, по каким-то особым приметам? Говорят, сейчас в аэропортах вводят некие должности "смотрящих" из числа профессиональных психологов, чтобы они угадывали "странных" людей, которые могут нести опасность. Впрочем, опытные физиономисты в спецслужбах работали всегда, просто сейчас по понятным причинам их, наверное, становится больше. Смогут ли они угадывать смертников? Будем надеяться…
Итак, можно ли заглянуть в душу террориста-смертника через его глаза? Что там можно увидеть? И вообще — есть ли у него (у нее) душа в обычном российском понимании этого слова? И есть ли вообще у них мать, отец, сестры, братья? Есть, поверьте. Есть. Просто терроризм о них не вспоминает. И не имеет ни национальности, ни религиозной принадлежности.
Читайте также: Что остановит ваххабитскую атаку
На моей памяти в российской блогосфере и на многочисленных форумах еще не было такой массы комментариев и месседжей, как после взрыва в Домодедове. Причем интернетчики не только ругают террористов или спецслужбистов. Они нынче еще и шутят. Юмор, правда, чересчур черный какой-то…
Вот пример. По форумам ходит "детективная" байка про "ваххабита Раздобудько", который провел в Домодедово "шахида Подрывайко", которому пособничали "полковник Нифиганеделко" и "таксист Задолбалко"… Возникла байка после того, как в СМИ появилось упоминание "русского шахида" Виталия Раздобудько и его не менее "русско-шахидской" жены Марии Хорошевой.
Надо сказать, преступник с очень некавказской фамилией и внешностью, по данным спецслужб, действительно причастен к деятельности одного из известных террористических формирований и числится в розыске еще с октября прошлого года. С тех самых пор, как силовики заинтересовались известной ваххабитской организацией "Ногайский джамаат".
В прессе не раз звучали мнения неких экспертов и аналитиков о том, что "шахиды"-смертники вызывают глубокое религиозное уважение у знакомых, друзей, родителей. Так вот, это не так, да и не шахиды они вовсе! Мать одной из смертниц, которая может быть причастна к взрыву в том же Домодедове, на днях очень откровенно рассказала о своем крайне негативном отношении к тем людям, которые завербовали ее дочь. И никакая религия тут ни при чем. Нурбике Суюнова — уважаемый в селе Махмуд-Мехтеб Ставропольского края человек, семейный врач. Весть о том, что ее дочь Зейнап Суюнову обвиняют в терроризме, стала для нее шоком. Нурбике Исмаиловна уверена: ее дочь вовлекли в террористическую преступность гнусным обманом.
Мать арестованной 24-летней террористки откровенно заявила, что к подготовке взрыва ее склонил "простой русский парень Виталий" — тот самый Раздобудько. Он всерьез угрожал убить ребенка дочери, маленькую Адилю. А подружка, которая изначально вовлекла ее дочь в банду, — как раз Маша, его жена…". Я умоляю следователей — найдите и покарайте всех, кто одурманил мою дочь!" — приводит пресса взволнованные слова Нурбике Суюновой. Что тут еще добавить? Кстати, свою внучку, дочь дочери, она пока так и не увидела. Исполнит ли террорист свое обещание расправиться с малышкой?..
Читайте также: Французский опыт борьбы с террором
Кстати, муж арестованной Зейнап Суюновой, Анвербек Амангазиев, также арестован по подозрению в терроризме. И говорят, содержится в том же следственном изоляторе, что и его молодая жена. Интересно, а ему собственную дочь не жалко? Впрочем, о чем это я… Если не жалко чужих детей, которые могли бы погибнуть от его рук, то и свое чадо не жалко. Среди 36 погибших в Домодедове были и дети…
Все чаще некоторые журналисты и политики говорят о неком разворачивающемся религиозном противостоянии. Но давайте все-таки не будем углубляться только лишь в религиозные аспекты темы. Посмотрим на нее еще и через призму обычной человеческой психологии. Ситуацию комментирует кандидат медицинских наук, психолог с 27-летним стажем Игорь Янушев, который волею судеб консультировал российских военных и во времена войны в Афганистане, и во время первой и второй чеченских кампаний:
"Вообще, ислам запрещает самоубийство без каких-либо оговорок. Жизнь, говорится в его постулатах, принадлежит всевышнему, доверившему ее простому смертному. Нарушить это правило означает посягнуть на божественную власть.
Но дело в том, что существует ощутимое различие между исламом как мировой религией и политикой отдельных исламистов. Оно заключается в том, что ислам воспевает жизнь и ее преимущества, а не смерть и в нем нет кактакового культа мучеников. О том, что ислам осуждает терроризм, свидетельствуют хотя бы недавние выступления представителей мусульманского духовенства России.
Может быть, не совсем "приятную" аналогию я приведу, но без этого, по-моему, не обойтись. Представьте себе: существует христианство, есть католики, православные, протестанты. Но есть и бесчисленное множество так называемых деструктивных сект, которые вьются вокруг христианской идеи. Примерно то же самое и в исламе: вокруг жизнеутверждающего религиозного учения крутится масса деструктивных частных учений. Используя их, нечестные люди пытаются преследовать свои цели, в первую очередь политические и экономические. Именно эти структуры и рождают ваххабитов, моджахедов и так далее.
В Коране ничего не говорится об акциях геройского самопожертвования мусульман! Хотя, конечно же, мировая история, в том числе и ислама, богата на различные явления и события, которые можно трактовать, как захочется. Некоторые ученые, которые по много лет изучают религии мира, наверное, могут со мной не согласиться в каких-то фактологических частностях. Но вот в главном, в концептуальном: что никакая мировая религия, в том числе и ислам, не призывает к терроризму — нам спорить не придется.
Ну и отдельное слово — о подготовке смертников. Это весьма сложный процесс изменения сознания. В конечном итоге человек приводится "инструкторами" в такое состояние, что начинает воспринимать весь мир как нечто враждебное, заслуживающее не только презрения, но и уничтожения. Остается только снарядить его поясом с взрывчаткой…
Что можно прочитать в глазах смертника после такой подготовки? Пожалуй, мало что вразумительного. В тех редких случаях, когда смертников удается задержать до совершения террористического акта, они механически повторяют внушенные им примитивные фразы, хотя сами даже не понимают, о чем идет речь. И еще — когда зомбированные террористы-самоубийцы говорят о необходимости покарать "неверных" и прочих врагов, они не проявляют при этом никаких эмоций, ни ненависти, ни гнева, которые в данной ситуации можно было бы ожидать. В то же время к своим жертвам они не испытывают ни малейшей жалости.
Чисто психологически — вряд ли можно "разжалобить" террориста-смертника перед совершением преступления. Скорее всего, бесполезно убеждать его увещеваниями родителей, жены и даже собственных детей. Но вот на вопрос о том, можно ли узнать "заряженного" смертника в толпе, скорее всего, нужно ответить положительно. Только вот распознавать их должны профессионально подготовленные люди, которые знают этот предмет и в теории, и на практике. Ну, а у них есть профессиональные секреты, которые раскрывать, конечно, мы ни в коем случае не будем.
Скажу одно: жесткое усиление всех форм превентивной безопасности на российском транспорте, в том числе на железной дороге и в аэропортах, в любом случае принесет свои плоды. Смертник, хоть и оболванен "инструкторами" и прижат самыми разными обстоятельствами, на подходе к месту теракта не так безрассуден и решителен, как может показаться…"
Помнится, несколько лет назад Николай Патрушев, экс-директор Федеральной службы безопасности, заявил в прессе: "Если родственники "шахидов" знали об их планах, они должны нести наказание". Прозвучало это тогда как что-то вроде предложения о законодательной инициативе. Конечно, пропущенная через депутатов парламента, инициатива как-то сама собой рассосалась… А ведь, может быть, недурная мысль была.
Читайте также: Израильский опыт борьбы с терроризмом
И еще одна публикация вспоминается, была она после теракта на Дубровке. Тела погибших тогда террористов, прежде чем захоронить, российские спецслужбы якобы планировали завернуть в свиные шкуры. Мол, свинья у мусульман — животное нечистое, и тем более религиозный фанатик не должен с ним никак соприкасаться.
И что вы думаете — ученый-арабист из Института востоковедения РАН, попросивший не называть его фамилии, ответил журналистам примерно так: "Такой метод борьбы с террористами-камикадзе в мире применяется уже давно. Первыми его "апробировали" англичане в начале прошлого века. Они хоронили мусульман-камикадзе, завернув их именно в свиные шкуры. Когда террористы об этом узнали, поток желающих отправиться к Аллаху, прихватив с собой десятки мирных людей, заметно иссяк…"
Не сочтите, что пытаюсь как-то задеть чьи-то религиозные чувства. Просто свиная шкура как-то гуманнее пояса смертника…
Ну и завершим тему цитатой из глубокой древности. Жил когда-то очень неглупый человек Геродот. Задолго до ислама и даже до христианства сказал он одну бессмертную фразу: "Никто не может быть настолько безумным, чтобы хотеть войны вместо мира, ибо когда мир — то дети хоронят отцов, а когда война — то отцы хоронят детей".
Читайте самое интересное в рубрике "Общество"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.