В конце прошлого века многие известные артисты в нашей стране были не только звездами сцены и экрана — они были героями-фронтовиками, причем об их подвигах в годы Великой Отечественной войны говорили и писали гораздо меньше, чем об очередных ролях. Алексей Смирнов, Анатолий Папанов, Владимир Басов, Евгений Весник, Зиновий Гердт, Юрий Никулин и многие другие с оружием в руках прошли через горнило войны, не щадя себя сражались за свободу будущих поколений.
Приближал нашу победу и знаменитый клоун Михаил Шуйдин — постоянный партнер Юрия Никулина на манеже. За многочисленные подвиги отчаянного лейтенанта-танкиста Шуйдина ждала звезда Героя Советского Союза, но судьба решила иначе.
Родился Михаил Иванович 27 сентября 1922 года под Тулой. Рано оставшись без отца, он вместе с матерью переехал в подмосковный Подольск, где и прошло его детство. Белобрысый паренек с озорным, любознательным взглядом ходил в школу и чем только не занимался в Доме художественного воспитания: увлекался художественным чтением, театром и акробатикой, играл в музыкальном ансамбле и мечтал выступать на манеже. Он даже успешно поступил в Московское цирковое училище, но... началась война.
Шуйдин устроился на работу слесарем на одном из оборонных заводов столицы. "Все — для фронта, все — для победы!" — таким был главный лозунг того времени, и молодой человек тоже мечтал с оружием в руках защищать страну. Записавшись добровольцем, Шуйдин, однако, попал не прямиком на фронт: сначала его направили в тыл, в Горьковское танковое училище. Окончив его в звании лейтенанта, Михаил получил назначение в 35-ю гвардейскую танковую бригаду, которой командовал гвардии полковник Ази Асланов. Молодой офицер стал командиром легендарного Т-34.
Читайте также: Солнечный Клоун в клетчатой кепке
Шуйдин демонстрировал на фронте мужество и героизм. Его танк принимал участие в ходе операции "Кольцо" по окружению 6-й армии Паулюса, сражался в боях за Ростов-на-Дону и Мамаев Курган. В июле 1943 года Шуйдин участвовал в Белгородско-Харьковской наступательной операции — завершающей стадии легендарной Курской битвы.
Зная отвагу и смекалку экипажа Шуйдина, именно его танк посылали в разведку. В таких рейдах очень часто происходили прямые столкновения с противником, но, кажется, судьба хранила молодого офицера. Попадая под огонь фашистской артиллерии, окружаемый мотопехотой врага, танк лейтенанта Шуйдина громил врагов и выносил живыми свой экипаж. Пополнялся наградной лист молодого офицера.
"В бою 25.08.1943 года за населенный пункт Удовиченки тов. Шуйдин отлично руководил экипажем своего танка, неоднократно смело и решительно водил его в атаку на врага, в результате чего его экипажем было уничтожено 2 орудия ПТО, 3 станковых пулемета с их расчетами и до 2 взводов вражеской пехоты. В этом же бою лично тов. Шуйдиным было уничтожено одно орудие ПТО, один шестиствольный миномет, 2 автомашины с боеприпасами и до 20 гитлеровцев", — сказано в личном деле Шуйдина. За этот эпизод будущий артист был удостоен ордена Красной Звезды, который вручил ему в сентябре 1943 года комбриг Асланов.
Весной следующего года лейтенант Шуйдин был назначен командиром танкового взвода, в который поставили ленд-лизовские танки М4 "Шерман". Именно на такой бронемашине Михаил Иванович участвовал в форсировании Днепра, в освобождении Левобережной Украины, Белоруссии и Прибалтики. Снова Шуйдин ходит в разведку и снова десятками громит захватчиков, берет их в плен.
Как-то в засаде он за 26 часов отразил 7 атак танков и пехоты противника, удержав важный рубеж. При наступлении взвод старшего лейтенанта Шуйдина первым врывался на улицы захваченных немцами городов, с ходу атакуя укрепления и вселяя в оккупантов панику. На фронте молодой офицер часто применял свои актерские способности и чувство юмора.
Однажды, ожидая подхода главных сил танковой бригады, на плацдарме у реки наши войска замаскировали в воронках от бомб два "Шермана", одним из которых командовал Шуйдин. Фашисты бросили в атаку целых 11 танков и 3 самоходки. Несмотря на явное преимущество,врагдействовал неуверенно, видимо рассматривая два наших танка как отвлекающий маневр или какую-то ловушку.
Открыв прицельный огонь, Шуйдин и его напарник уничтожили две единицы вражеской бронетехники и заставили немцев отступить. Однако с наступлением сумерек пехота вновь начала со всех сторон подбираться к плацдарму. В этот напряженный момент в радиоэфире зазвучал спокойный голос Шуйдина — и ему ответил громкий хохот. Немцы, слушавшие эфир, ничего не понимали и были в растерянности: неужели превосходящие силы русских уже за рекой? Откуда им было знать, что это Михаил, как заправский артист Всесоюзного радио, декламировал рассказы Зощенко и сыпал анекдотами! Ночная атака сорвалась.
Дебют Шуйдина перед "иностранной публикой" оказался феноменальным: подоспев к утру и переправившись, наши части взяли в плен несколько сотен фашистов вместе с техникой и обозом. Впоследствии танкист-герой первым ворвался на улицы Вильнюса, участвовал в уличных боях, когда по его "Шерману" прямой наводкой били пушки, велся огонь из-за каждого угла, а немцы забрасывали его гранатами и бутылками с зажигательной смесью…
В июле 1944 года о Шуйдине впервые написала газета "Правда" — тогда никто не мог и предположить, что всего через 10 лет имя этого артиста станет известным всему миру. Заключительным эпизодом в войне для Шуйдина стали события августа 44-го. Отбивая атаку немецких самоходок "Фердинанд", его танк получил мощный удар в башню и загорелся.
То, что Шуйдин остался жив, иначе как чудом и не назовешь. Но еще большее чудо — что он, ослепший и обгоревший, прополз почти пять километров до находившегося в тылу медсанбата. Состояние танкиста было очень тяжелым: Шуйдина срочно эвакуировали на генеральском "Виллисе" во фронтовой госпиталь. Долгих шесть месяцев врачи боролись за жизнь, а потом за здоровье молодого лейтенанта. Зрение вернулось, но обожженные пальцы не слушались, а лицо исказили шрамы.
Шуйдину написали ребята из родной бригады. Они и сообщили, что за подвиг ему пожалован орден Красного Знамени за номером 185098. О том, что танкиста на самом деле выдвигали на золотую Звезду Героя, никто не знал. Решением большого начальства в лице командующего бронетанковыми и механизированными войсками 1-го Прибалтийского фронта генерал-лейтенанта К. Скорнякова в высокой награде было отказано. Причины этого не понятны до сих пор.
Читайте также: Клоуны всего мира объединяются
Закончилась война. Оправившийся от ран Шуйдин сохранил жизнерадостность и оптимизм. Улыбки и хорошее настроение он твердо решил дарить людям — его ждал столичный цирк. Густой грим позволял скрывать ожоги — жуткую память сражений. Здесь, в заново открытом Московском цирковом училище, Шуйдин и познакомился с другим фронтовиком — Юрием Никулиным.
Успешный дуэт вскоре заметил легендарный клоун Карандаш — Михаил Николаевич Румянцев. Он и вывел Мишу и Юрика в 1949 году на манеж. С этого времени более тридцати лет два бывших солдата работали вместе.
На арене Шуйдин в основном оставался в тени Никулина, но ему этого было достаточно. Если Юрик имел амплуа ленивого и меланхоличного человека, то Михаил был деятельным парнем, который все знает и умеет. Страна наизусть знала их номера "Весы", "Рекорд", "Увеличитель", "Лошадки", "Насос", вошедшие в золотой архив Госфильмофонда. Материал для своих реприз артисты брали прямо из жизни — например, номер "Весы" был подсмотрен на рынке в Минске.
Вне манежа Михаил Иванович казался чрезмерно серьезным человеком. Он сам мастерил реквизит, никогда не носил боевые награды и особо не рассказывал о подвигах. Любил жену Зинаиду и сыновей Вячеслава и Андрея, которые пошли по стопам отца и тоже стали артистами цирка. В 1983 году долгая болезнь оборвала жизнь этого замечательного человека, в годы войны отважно защищавшего Родину, а потом веселившего зрителей цирка в составе, наверное, самого знаменитого в мире клоунского дуэта.
Читайте самое интересное в рубрике "Общество"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.