Айседора Дункан, танцовщица из США, известна в нашей стране в основном как жена Сергея Есенина. В остальном мире ее причисляют к величайшим теоретикам и практикам танцевального искусства. Подобно тому, как авто пришли на смену лошадям, Дункан в начале XX века создала новую концепцию танца, отличную от классической дворцовой хореографии. Танца — способного, как она считала, лечить и совершенствовать душу.
Айседора Дункан перечеркнула все условности классической школы, сняв с балерины пуанты и предложив почувствовать энергию сцены босыми ногами. Она отказалась от пачки, надела тунику: тело, не зажатое в корсет, дышит, живет, танцует. Классический балет порождает механические, искусственные движения, заученная комбинация поз и движений, даже очень красивых и выверенных, закрывает душу. А танцевать надо с душой и душою. Именно человеческое тело способно уловить и передать дуновение ветра, мятеж морских волн, раскаты грома и сияние солнца. Человек в танце — это продолжение существования природы, во всем ее величии и мельчайших проявлениях.
Айседора Дункан считала танцевальное искусство общедоступным. Она пропагандировала развитие массовых школ, где дети, учась танцевать, познавали бы красоту движений своего тела. Такие школы она открывала в Берлине, Париже, Греции, Америки.
Поиски средств и места для своей задумки жизни привели Дункан в Россию. Исследователь Гордон Маквей в своей работе "Сергей Есенин и Айседора Дункан" приводит цитату из статьи наркома просвещения А. В. Луначарского "Наша гостья", опубликованную в 1921 году, через месяц, после того, как Айседора приехала в Москву: "…Мечты Дункан идут далеко. Она думает о большой государственной школе в 500 или 1 000 учеников, но пока она согласна начать с небольшим количеством детей, которые будут получать образование через наших учителей, но в физическом и эстетическом отношении развиваться под ее руководством…Сама же Дункан, пока что, проникнута весьма воинственным коммунизмом, который иной раз вызывает невольную, конечно, чрезвычайно добрую и даже, если хотите, умиленную улыбку…Дункан назвали царицей жеста, но из всех ее жестов, этот последний, поездка в революционную Россию, вопреки навеянным на нее страхам, — самый красивый и заслуживает наиболее громких аплодисментов".
Читайте также: Истории любви: босоножка и крестьянский поэт
Первое выступление Дункан в Москве состоялось 7 ноября 1921-го года на сцене Большого театра в день празднования четвертой годовщины Октября. Школа Дункан в СССР проработала до 1929 года. Сама Айседора трагически погибла в 1927 году, а Россию оставила в 1924.
Первый международный симпозиум, посвященный творчеству Айседоры Дункан, недавно прошел в американской столице, в университете Джорджа Вашингтона. Он собрал более пятидесяти участников, среди которых танцовщики, хореографы, исследователи танца, психологи и педагоги из самых разных штатов Америки, а также специалисты из Германии и России. На нем побывала российский исследователь творчества Дункан Елена Юшкова, кандидат искусствоведения, автор книги "Пластика преодоления: краткие заметки об истории пластического театра в России в ХХ веке".
— На симпозиуме обсуждалось, — говорит Елена Юшкова, — существует ли танец Айседоры Дункан сегодня, в XXI веке? И если да, то, что с ним происходит: застыл ли он в неких окостеневших формах или продолжает развиваться? Поскольку танец передавался только из рук в руки — от учениц к ученицам и только в конце XX века был зафиксирован на бумаге с помощью лабанотации (системы записи движения, изобретенной немецким хореографом Рудольфом Лабаном), то, что от него осталось сегодня? Зачем танец Дункан нужен и кому?
Основные идеи Айседоры Дункан высказаны более столетия назад и живут по сей день. Прежде всего, это музыкальность движения и чувствительность к малейшим нюансам музыки, движение из центра (который в человеческом теле находится примерно в районе солнечного сплетения), гармония всех частей тела в процессе движения, текучие плавные движения, которые на первый взгляд кажутся очень простыми.
Даже сейчас существует много мифов о танце Дункан, — их проанализировала танцовщица и педагог Валери Дернхам, одна из организаторов симпозиума. Например, считается, что он так прост, что каждый может его исполнить практически без подготовки, что танцы Айседоры не "поставлены", а просто импровизировались ею на сцене, что когда она умерла, то ее танец умер вместе с нею… Все профессиональные дунканисты прекрасно понимают абсурдность этих утверждений, они знают, как трудно освоить эту технику и что танец Дункан — это не просто историческое наследие, которое нужно сохранять, но и живая, современная и по сей день очень выразительная форма искусства.
Читайте также: Проклятие и любовь Аристотеля Онассиса
Сегодня открываются и новые возможности хореографии Дункан. Тело и психика взаимосвязаны, а отдельные изменения в сфере эмоциональной или мыслительной вызывают изменения во всех этих областях. Часто люди при высокой степени телесного напряжения не осознают свои чувства. Мышечный зажим — это невыведенная эмоция, которое мешает человеку (который зачастую этого не осознает) почувствовать себя целостной личностью. И если с помощью танца активизировать тело, освободить напряжение, то и освободятся, а значит, обострятся чувства. Совершенствуя координацию, достигая гармоничного владения телом, удается гармонизировать внутренний эмоциональный мир человека.
Как отметила Елена Юшкова, именно поэтому система Айседоры востребована — многочисленные студии в разных городах США не испытывают недостатка в обучающихся. Есть даже студии для инвалидов, где люди с ограниченными возможностями постигают философскую хореографию Дункан на практике и, как продемонстрировала одна из участниц симпозиума на видеозаписи, вполне успешно практикуют отдельные элементы танца, те, которые по силам выполнить людям, ограниченным в движении.
Как это ни печально, но современные дети зажаты не меньше, чем в пуританские времена, хотя нынче и не носят корсетов. Сейчас дети проводят большую часть дня за компьютерами. Это искажает их мускулатуру, грудная клетка не может нормально двигаться, человек не может нормально дышать… надо ли дальше продолжать эту полумедицинскую цепочку?
В процессе занятий по системе Дункан дети и подростки начинают постепенно освобождать дыхание, раскрепощать тело и вскоре буквально расцветают. Основное преимущество метода — свободное владение опорно-двигательным аппаратом становится инструментом к гармонизации личности. Поэтому можно смело утверждать, что воспитание через танец Дункан носит не только эстетический характер".
Школа в России была закрыта по идеологическим соображениям, как пропагандирующая "болезненное, декадентское искусство, завезенное в нашу страну из Америки". Время исправило эту формулировку, открыв истинное значение творчества Дункан — новаторство, духовное очищение и эстетику оптимизма через гармоничное развитие личности. Потому и востребован ее танец и сегодня, спустя сто лет.
Читайте самое интересное в рубрике "Общество"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.