В последние несколько лет в Великобритании наблюдается значительный рост количества похищений детей собственными родителями (главным образом матерями) и вывоз их в другие страны. Причины такого бегства - распространение педофилии в английский семьях и лояльное отношение местных правоохранительных органов к этой проблеме. Не имея возможности защитить своего ребенка легальными способами, мать вынуждена увозить его в другие страны, в том числе и в Россию.
По данным Министерства иностранных дел Великобритании, за последние два года количество похищений детей собственными родителями и вывоз их за границу увеличилось на 10 процентов. Каждые два дня таким образом исчезает из страны, по крайней мере, один ребенок. При этом сами чиновники считают эту цифру сильно заниженной, поскольку не все подобные отъезды регистрируются.
Бегут из Англии с детьми в основном матери, причем даже в такие специфические страны, как Афганистан и Зимбабве. В отчете МИДа Великобритании отсутствует анализ причин такого родительского поведения, как и способов решения проблемы. "МИД готов оказывать поддержку в каждом конкретном случае, но наша роль ограничена, поскольку мы не можем вмешиваться в законодательство других стран", — с горечью констатировал источник в Министерстве в интервью Sky News.
Действительно, что же заставляет матерей увозить своих детей из благополучной Великобритании? Одну из возможных причин согласилась раскрыть на условиях анонимности русская сотрудница National Society for the Protection of Children from Cruelty (NSPCC) (Национальное общество защиты детей от жестокости) Ольга. Эта правозащитная организация занимается в том числе помощью детям, пострадавшим от сексуального насилия. Правда, реальную защиту она им оказать не в состоянии — для этого у нее нет полномочий. Ее главная задача — сбор статистики и психологическая поддержка жертв.
По данным NSPCC, примерно каждый шестой английский ребенок подвергается сексуальному насилию. Причем в 70-80 процентах случаях он хорошо знает своего насильника — как правило, это человек из ближайшего окружения. По словам Ольги, каждую неделю к ним поступают сотни звонков. Правда, звонят в основном матери, узнавшие о случившемся от ребенка. "Дети редко жалуются, потому что не понимают, что с ними происходит. К тому же, педофилы очень хорошо манипулируют детской психикой, переходя от угроз к подаркам и шантажу", — говорит Ольга.
По ее словам, многие случаи так и остаются неизвестными, поскольку и дети, и родители не хотят "выносить сор из избы". Зато когда жертвы педофилов становятся взрослыми, у них есть возможность рассказывать о своей душевной травме таким же пострадавшим. Неслучайно в Великобритании так много общественных организаций, оказывающих психологическую помощь жертвам сексуального насилия.
Как правило, сотрудники организации советуют в этом случае обращаться в полицию или социальные службы. Как именно работает правоохранительная система в случае защиты детей от сексуального насилия, можно понять из рассказанной Ольгой истории одной россиянки, несколько лет боровшейся за своего ребенка.
Эта женщина прожила в Великобритании более 10 лет, вышла замуж, родила ребенка. Но спустя какое-то время супруги расстались, и по решению суда мать должна была несколько раз в неделю отдавать дочку отцу. При этом он почему-то настаивал именно на ночном пребывании 4-летнего ребенка. Впрочем, возможно, это было связано с материальным интересом: по местному законодательству, если одну ночь в неделю ребенок проводит у отца, это уменьшает его алименты на одну седьмую часть.
Но однажды девочка стала жаловаться на резкие боли внизу живота. Она объясняла, что перед сном ее моет в ванной новая подруга отца и при этом делает ей больно. Мать сразу же побежала к доктору. Опытный врач, видимо, не в первый раз сталкивающийся с подобными жалобами детей, тут же высказал предположение о сексуальном насилии и порекомендовал женщине идти в полицию.
Впрочем, в полиции от жалоб матери только отмахнулись, посоветовав ей обратиться в социальную службу. Спустя пару недель пришла работник опеки, коротко поговорила с девочкой, а на рассказ матери о подозрениях доктора ответила так: "Я уверена, что ребенок не имел это в виду".
"Дело в том, что в местную социальную службу часто идут работать или мигранты, или малообразованные люди — из-за низкой зарплаты. Как правило, онинеимеют квалификации психолога, способного разговаривать с детьми, пострадавшими от сексуального насилия. Дети часто замыкаются и не хотят ничего рассказывать постороннему", — говорит Ольга.
Но спустя какое-то время девочка сама проговорилась в разговоре с матерью и бабушкой, рассказав, чем именно занимается с ней папа. Шокированная мать записала рассказ дочери на диктофон. А потом отправила запись своему адвокату. Реакция защитника повергла ее в ужас: "Вы не имеет права разговаривать с ребенком о подобных вещах. В этом случае суд имеет право забрать у вас ребенка". Получается, втягивать ребенка в развратные действия можно, но говорить об этом категорически нельзя.
Неожиданно выяснилось, что отец девочки является постоянным членом садо-мазохистского клуба. Но когда бывшая жена попыталась проконсультироваться у психолога, можно ли такому человеку доверять воспитание ребенка, ее ждала не менее жесткая отповедь: "Этим занимаются не какие-нибудь дворники, а обеспеченные, креативные люди. Если вы этого не понимаете, у вас самой проблемы с психикой". Может, и педофилия уже признана занятием для "особо креативных", просто большинство нормальных людей об этом не знают?
В конце концов, это дело все-таки попало в суд. Но решающим стало заключение работников соцслужбы, где сначала подтверждался факт развратных действий отца с ребенком, а потом шло заключение: "Поскольку эти действия имели место лишь однажды, этого недостаточно, чтобы лишать ребенка общения с отцом". Суд полностью поддержал это заключение, дополнив его следующей фразой: "Поскольку мать не согласна с решением суда, будет назначено следующее заседание для передачи опеки над ребенком отцу". По словам Ольги, поддерживавшей свою знакомую в этой сложной ситуации, представители судебной системы заявили ей в самом начале: "Вы думаете, что, обращаясь в суд, защищаете своего ребенка? Вы только хуже ему делаете".
И в этом есть своя жестокая логика. Чтобы обвинение в педофилии дошло до суда, оно должно быть очень весомо аргументировано. Что не так-то легко, поскольку педофилы, как люди "креативные", не оставляют явных следов на теле ребенка, тем более, что им нужна многоразовая "игрушка". Все обвинение часто строится на показаниях детей, которые они дают в полиции или в суде. При этом на них может оказываться беспрецедентное давление со стороны защиты с целью запутать их или дискредитировать. Организация NSPCC даже начала специальный проект, направленный на поддержку таких детей в суде.
Но даже если обвинение будет доказано, насильник, скорее всего, ограничится очень мягким наказанием — от 2 до 5 лет лишения свободы. В большинстве случаев не будет и этого. По данным NSPCC, за последние несколько лет около 200 человек, обвиненных в сексуальном насилии в отношении детей и даже в сексуальном рабстве, отделались всего лишь предупреждением.
При этом осужденные отцы даже не лишаются родительских прав. Так что матери по-прежнему должны будут спрашивать у них разрешения на то, чтобы, например, отвезти ребенка к морю на каникулах. Впрочем, если мать достаточно обеспечена материально, она может попытаться лишить отца-педофила родительских прав. По словам Ольги, ей известен лишь один подобный случай, увенчавшийся успехом, правда, матери пришлось потратить почти 70 тысяч фунтов на адвокатов.
По данным специалистов в области психиатрии, если ребенок подвергался сексуальному насилию в детстве, то во взрослой жизни вероятность, что он сам станет педофилом, возрастает в 12 раз. Недавно норвежские журналисты выяснили, что Андерс Брейвик, террорист, от рук которого погибли более 70 человек, по всей видимости стал жертвой сексуального насилия в своей семье, когда ему было 4 года.
Психологи, общавшиеся в то время с ребенком, посоветовали лишь отдать его в приемную семью. Таким образом, тема была закрыта, никто из взрослых никакого наказания не понес. На днях судебные психиатры признали Брейвика невменяемым — видимо, для того, чтобы не дать ему выступить в суде с обвинениями в адрес системы, позволяющей безнаказанно издеваться над детьми, выращивая из них потенциальных террористов.
История с русской женщиной, пытавшейся спасти свою дочь от отца-педофила, к счастью, закончилась благополучно. Матери удалось вывезти ребенка в Россию, где девочка будет в безопасности. По словам Ольги, это далеко не первый случай: женщины с детьми бегут из Великобритании любыми возможными и не всегда легальными способами. Но очень многие, у кого нет такой возможности, предпочитают молчать, чтобы не потерять ребенка навсегда. Как правило, суд в таких случаях оставляет детей отцу.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.