С разных курсов и факультетов, и никто их не принуждал. Да и не заезжая знаменитость привлекла их, а "свой" преподаватель, который ходил по этим же коридорам, чаевничал вместе с ними в буфетах, да и лекции читал два раза в неделю.
Что же привлекло студентов сегодня? Что должно было произойти, чтобы этот день стал исключительным?
Оказывается, академик решил поговорить со студентами о том, что его волнует больше всего. И отзывчивые ребята и девчата не могли не откликнуться: что греха таить, они обожали своего профессора, который стал легендарным буквально у них на глазах…
Он начал лекцию так:
"В нашей науке произошел пропуск целой области научного знания, которое сейчас получило название промышленной безопасности. Этот пропуск уже сегодня отозвался чрезвычайно неприятными последствиями в нашей жизни и чреват еще большими неприятностями с течением времени. Я постараюсь сказать о том, как это произошло, и попробую показать возможный выход из ситуации…"
Нет, ученый с мировым именем. Ученый, слава которого овеяна Чернобылем, где он был главным от науки. Это академик Валерий Алексеевич Легасов, первый заместитель директора Института имени И. В. Курчатова и одновременно профессор МГУ.
Он продолжал: "Долгие годы считалось, что с проблемой обеспечения безопасности у нас все более или менее в порядке, потому что происходила путаница двух разных понятий. Одно из них — понятие техники безопасности, когда ряд практических рекомендаций связан с защитой человека, работающего в конкретных условиях того или иного производства.
Но с развитием промышленных мощностей, инфраструктуры проблема защиты человека от машины стала менее актуальной, чем проблема защиты окружающей среды и людей от воздействия человека, управляющего сложным агрегатом. Стало ясно, что мы столкнулись с совершенно другой областью знаний, с совершенно другой областью умений".
Мне кажется, в данном случае утверждение академика Легасова грешит неточностью. К сожалению, защита "человека от машины", а точнее — "человека от человека" — не стала менее актуальной. Достаточно взглянуть на ситуацию на дорогах, где, по меткому выражению премьера В. В. Путина, идет настоящая война.
Впрочем, во время лекции Легасова в МГУ автомобильных пробок на улицах Москвы не было. Мы создали себе эту проблему позже, когда устремили подрастающее поколение к ошибочному пониманию престижа и благополучия, то есть превратили машину в чуть ли в главного судью нашего бытия.
Ни Легасову, ни мне, ни всем, кто был в Большом зале МГУ, и в голову не могло прийти, что наши города ожидает нашествие автомобилей. Академик говорил о другом " нашествии " …
Он привел серию фактов, когда человек в полной мере проявлял свое бессилие и оттого заплатил очень высокую цену — и материальную, и нравственную.
Итак, ХХ век, его вторая половина. Великие рукотворные предупреждения об "эпохе катастроф":
Италия. Земля заражена диоксином. Дезактивация не производилось, так как пока не изобретены средства, чтобы ее осуществлять…
Академик Легасов подробно рассказывает о каждой их этих аварий, анализирует их развитие, демонстрирует слайды.
Аудитория слушает молча: слишком страшные события разворачиваются перед ними.
Ученый подводит итог:
"Несмотря на то, что в мире происходили события разного порядка, процесс возникновения аварии типичен. Схема развития аварии одна и та же, что в Бхопале, что в Чернобыле, хотя предприятия разные…. Весь персонал, от руководителей предприятия до оператора, не умеет действовать, если возникает аварийная ситуация.
Я считаю, что эта проблема сугубо научная, так как она требует создания имитационных программ и физико-химических моделей, которые бы правильно отражали возможные аварийные ситуации".
Это была единственная лекция о технологической безопасности, прочитанная в стенах МГУ академиком В. А. Легасовым. Он считал необходимым создать в Академии наук специальный институт по промышленной безопасности, кафедры в крупнейших вузах страны, в том числе и в Московском университете.
Но всему этому так и не суждено было осуществиться.
Казалось бы, к мнению крупного ученого и одного из героев Чернобыля власть должна была прислушаться. Но академик Легасов не смог добиться, чтобы его идеи и проекты начали осуществляться. Думаю, это стало одной из причин его самоубийства.
После трагедии на Саяно-Шушенской ГЭС уже и "на высшем уровне" заговорили о технологической безопасности. Звучат правильные слова и о науке, и о дисциплине, и об ответственности… До боли знакомые слова! Они звучали и сразу же после Чернобыля, но потом постепенно стерлись временем, забылись…
Судя по всему, и после нынешней катастрофы произойдет то же самое. До следующей трагедии. А она ведь не за горами. Правда, мы пока не знаем, где именно она случится. Но разве это имеет значение!? Колокол-то всегда звонит по тебе…
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.