Ровно 65 лет назад, 25 октября 1944 года, в боевых действиях Второй мировой начали участвовать японские пилоты-смертники – "камикадзе".
В переводе с языка Страны восходящего солнца это слово означает "божественный ветер" – так назывался тайфун, который дважды, в 1274 и 1281 годах, на подступах к берегам Японии уничтожил корабли монгольской армады хана Хубилая – и тем самым защитил страну самураев.
Само по себе слово "камикадзе" является частью более широкого японского термина "тэйсинтай", которым обозначали всех добровольцев-смертников - не только пилотов, но и рулевых особых заминированных лодок и капитанов управляемых торпед – "кайтэнов".
Первые отряды лётчиков-камикадзе были сформированы 20 октября 1944 года на основе подразделений японской морской авиации, где пилоты все до одного были готовы пожертвовать жизнью ради своей страны, которая к тому моменту, надо сказать, несла основательные потери на тихоокеанском театре военных действий.
После поражения в битве у атолла Мидуэй 4 июня 1942 года императорская Япония начала терять инициативу в войне против США и союзников, которые шаг за шагом продвигались по направлению к японским островам.
Самолёты этой страны, особенно истребители, серьёзно уступали в качественном отношении новым американским моделям, а из-за больших боевых потерь в японской армии ощущалась нехватка опытных пилотов.
Читайте также: Зонды-камикадзе помогут спасти Землю
17 октября 1944 года американцы атаковали остров Сулуан и начали крупнейшую в истории современности морскую битву в заливе Лейте. Первому воздушному флоту военно-морских сил Японии, базировавшемуся на Филиппинах, было приказано оказывать поддержку кораблям, которые будут пытаться уничтожить войска союзников в заливе.
Силы были очевидно неравными, а потому вице-адмирал Такидзиро Ониси принял беспрецедентное решение: сформировать специальный ударный отряд лётчиков-камикадзе.
Военачальник прямо заявил: "Я не думаю, что есть ещё какой-то способ выполнить стоящую перед нами задачу, кроме как обрушить вооружённый 250-килограммовой бомбой истребитель "Зеро" на американский авианосец". Впоследствии адмирал Ониси стал известен как "Отец камикадзе".
Первой атакой, осуществленной летчиком-самоубийцей, стал удар по тяжёлому крейсеру "Австралия", флагману флота союзников с Зеленого континента. Японский самолет ударился в надстройки "Австралии", по большой площади разбросав обломки и топливо. Имя первого пилота-камикадзе так и осталось неизвестным...
Атакованному крейсеру крупно повезло – японская бомба не взорвалась. Однако на корабле погибло порядка 30 человек, включая капитана. Вдохновленные "опытом", японцы продолжили атаки – и вскоре "Австралия" выбыла из сражения.
В тот же день 25 октября 1944 года уже целый отряд камикадзе атаковал американское авианосное соединение на востоке залива Лейте…
Первый "Зеро"ударился в корму авианосца "Сенти", убив при взрыве 16 человек и вызвав сильный пожар. Через несколько минут ударами пилотов-смертников были выведены из строя авианосцы "Суони" и "Сент-Ло", причем последний из-за детонации склада боеприпасов буквально разорвало на части.
Погибли 114 членов экипажа. Всего в результате той атаки японцы потопили один и вывели из строя шесть американских авианосцев, потеряв 17 своих самолётов.
Успех отряда летчиков-камикадзе привёл к немедленному расширению программы. В течение следующих нескольких месяцев более 2000 японских самолётов совершили самоубийственные атаки на крупные корабли США.
Помимо истребителей "Зеро" камикадзе стали использовать и новые, специально созданные новые типы вооружений, включая пилотируемые крылатые бомбы "Йокосука", пилотируемые торпеды "Кайтен" и маленькие катера, начинённые взрывчаткой.
Читайте также: Британских летчиков готовят к самоубийствам
Удары смертников по кораблям США продолжались практически до самого конца войны. Серьезные повреждения получили авианосцы "Франклин", "Белли Вуд", "Лексингтон" и "Оммани-Бэй", а также линкоры "Нью-Мексико", "Колорадо", "Мэриленд" и восстановленный после Перл-Харбора "Калифорния".
В целом, японские "божественные ветры" унесли с собой жизни нескольких тысяч американских моряков.
Максимальной же интенсивности атаки камикадзе достигли весной 1945 года, во время битвы за Окинаву, где участвовали 1465 японских самолётов с бомбами и запасом топлива "в один конец".
В той схватке со смертниками американский флот потерял 26 кораблей, еще 225 были повреждены. И это при том, что согласно американским данным, до 90 процентов японских самолётов и управляемых крылатых бомб были сбиты корабельными зенитками еще в воздухе.
Стоит заметить, что японская авиация никогда не имела проблем с нехваткой лётчиков-камикадзе, наоборот, юношей-добровольцев было в три раза больше, чем самолётов. Причины вступления в отряды смертников были самыми разными: от патриотизма до желания прославить свой род.
Однако глубинные причины этого феномена заложены в самой культуре Японии, в традициях Бусидо и средневековых самураев. В Стране восходящего солнца камикадзе превозносили как героев - как о святых, о них молились в храмах, а их родные сразу же становились самыми уважаемыми людьми в своём городе.
Перед вылетами пилоты проводили специальные церемонии, включающие ритуальную чашечку саке и одевание "хатимаки" - белой налобной повязки. Согласно преданию, молодые лётчики-камикадзе, вылетая на свое смертельное задание, пролетали над горой Каймон на юго-западе Японии, бросая последний взгляд на свою родину, навсегда прощаясь с ней.
Всё самое интересное читайте на главной странице
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.