В июле этого года в Москве установлено более десяти температурных рекордов за все 130 лет наблюдения за местной погодой. Разумеется, аномально высокая температура была не только в столице, но практически на всей территории Центральной России, и даже больше — с заходом в Сибирь и Зауралье.
Было бы очень странно, если бы такая погода обошлась без лесных и торфяных пожаров.
Но такое ощущение, что они случились беспричинно, и что их никто как-то не ждал. Сюрприз, знаете ли.
Согласно сайту МЧС, "по состоянию на 06:00 утра 01.08.2010 г. зарегистрировано 774 очага природных пожаров на общей площади 128525 га, из них в течение суток возникло 369 очагов на общей площади 13515,7 га. Потушено 338 очагов на общей площади 14 534 га, продолжают действовать 438 очагов на общей площади 113990,5 га, из них локализовано 273 очага на общей площади 42614,7 га".
Крайне сложная обстановка сложилась в центральных областях: Воронежской, Рязанской, Владимирской, Ивановской, Московской; также в Нижегородской области, Мордовии и Татарстане. Помимо Центрального и Приволжского федеральных округов, имеются значительные сложности в Уральском округе.
В субботу, 31 июля, глава МЧС Сергей Шойгу заявил о вероятном ухудшении обстановки по 17 регионам. Неудивительно: описывая обстановку в Нижегородской области, которая пострадала от пожаров наиболее сильно, Шойгу упомянул, что скорость распространения огня достигала 100 метров в минуту. Это 6 км/час, скорость быстро идущего пешехода — уйти невозможно, надо бежать.
Читайте также: Подмосковье в огне
Всего же было зафиксировано около 23000 (!) очагов возгорания суммарной площадью 558 тысяч гектаров.
А жара продолжается… Всю эту неделю в Москве: от +38º до +40ºС.
Пожарные — молодцы. Они делают, что в их силах. Но что они могут, если нет нормального обмена информацией, отслеживания оперативной обстановки, руководство на местах — в тихой панике? При этом отчетливо не хватает как людей, так и средств.
Вспомним пожары 1972 года, когда огненная стихия охватила более десятка областей Советского Союза.
Но тогда никто не "тормозил" — был создан оперативный штаб под руководством первого заместителя министра обороны СССР. У системы было все: люди, техника, дисциплина…
В борьбе со стихией нельзя исходить из критериев "рыночной эффективности"!
Это была практически военная операция: территории возгорания были разбиты на квадраты, были введены специальные "войска" — трубопроводные бригады. Торфяники тоталитарно буквально утопили в воде, а затем сбили огонь в лесных очагах.
Единовременно привлекалось до 360 тысяч человек, в том числе — свыше 100 тысяч военнослужащих.
Зато потом не пришлось считать многомиллионные убытки и массово хоронить людей.
Сейчас же МЧС помогают, по предварительной информации, всего лишь приблизительно по тысяче человек от МВД и от армии. Причем приказ подключить армию был отдан лишь 31-го числа, да и то в форме вопроса — мол, можно что-нибудь придумать?
Обыватели негодуют — мол, где лучшие в мире (действительно так) самолеты Бе-200? Где вертолеты Ил-76, которые перевозят за раз 42 тонны воды?
Где-где… Бе-200 на балансе МЧС сейчас всего 4 (прописью: четыре) борта, причем один непригоден к эксплуатации.
Нашим предкам, издавна жившим в деревянных домах, испокон веков было известно: пожар куда легче предотвратить, чем потушить.
В СССР существовала целая сеть отрядов Авиалесохраны на самолетах Ан-2 и вертолетах. Тоннаж воды они перевозили небольшой, но у них была другая функция: своевременное обнаружение очагов возгорания. Когда возгорание еще локально, то оно тушится относительно легко, и без особых проблем — для этого даже использовался пожарный десант с ранцевыми огнетушителями и т. п.
Но самое главное — этопрофилактика.
Грамотное ведение лесного хозяйства с опашкой и уборкой сухостоя, разбивка лесов на участки с прокладкой дорог, по которым может пройти тяжелая техника, и так далее. В любое место в населенных районах можно было оперативно перекинуть пожарную технику. Сейчас же, по данным добровольного общества тушения пожаров, 27 миллионов россиян живут, официально говоря, "за пределами нормативной доступности". То есть вызывать пожарных им смысла не имеет — гарантированно не успеют добраться.
Читайте: Тверская: два пожара за одни сутки
Эффективную "лесную" советскую систему начали разрушать, как нетрудно догадаться, в 90-е: одновременно сократили бюджетное финансирование лесной охраны и разрешили ей заниматься коммерцией — вырубкой и продажей леса. Понятно, приоритеты резко изменились, и охрана леса стала отнюдь не главной задачей.
Остатки этого механизма были разрушены в 2005 году: с января задачи по охране леса были отобраны у лесников и переданы Росприроднадзору. Данная служба даже при желании не могла справиться с задачей: никто не выделил на ее реализацию достаточно ресурсов, да и попросту не было людей с нужной специализацией.
Ну, а с 2007 года государственная лесная охрана была упразднена полностью. За ненадобностью…
В настоящее время в РФ в принципе нет единого ведомства, которое несло бы ответственность за пожарную безопасность на территории России (МЧС по закону отвечает лишь за населенные пункты). Или хотя бы имело полномочия координировать. Или хотя бы — не на всей территории, а на лесной и т. п. Ну не нужно оно, лишнее все это — трата средств, рыночно неэффективно.
Согласно действующему законодательству, полномочия по противодействию пожарам имеются у региональной администрации. Как понимаете, без центрального координирующего органа физически невозможны ни согласование действий, ни прогнозирование развития ситуации, ни оперативная переброска людей и техники. Пожары, знаете ли, не имеют привычки соблюдать границы административного деления.
При этом средства специально на профилактику пожаров не выделяются, и если территория лесов хотя бы формально под ответственностью субъектов федерации (скажем, в Московской области — это "Рослесхоз"), и там где-то хоть что-то делается (впрочем, эффективность вы видите наглядно), то на остальных землях, говорят, не делается вообще ничего. Это земли сельхозназначения (мелиорация, кстати, тоже отнюдь не переживает период расцвета), территории земельного запаса (за ними попросту никто не следит), и самое милое — торфяники. Вот за эти территории, согласно нынешнему законодательству, вообще никто не отвечает — и если там кто-либо занимается пожаротушением, то исключительно из милости к народонаселению.
Дополнительно серьезно осложняет обстановку чиновничество. Все просто: запросить помощи у федеральных властей — значит, заявить, что сам не справился. Что может вызвать синдром шатания кресла под начальственной точкой опоры.
Вот и заявляют о том, что-де "все хорошо, прекрасная маркиза" — а потом выясняется, что ситуация полностью вышла из-под контроля.
Очень показательно: в Белоруссии, где ситуация с погодой ровно такая же, с пожарами справляются образцово.
В РФ же ответ чиновника на претензии очевиден: нет финансирования, ничего нельзя сделать.
Самое страшное в том, что он при этом прав.
Невозможно мобилизовать людей с частных предприятий (святость собственности!). В армии и т. п. ждут указаний с самого верха — и пока дойдет информация снизу вверх и сверху вниз, требуются уже совсем новые приказы; при нормальной ответственной позиции решения принимал бы максимум командующий округом.
…А жара продолжается. И мы продолжаем гореть.
Все самое интересное читайте в рубрике "Жизнь"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.