Будущее будет виртуальным

Виртуальное будущее: программы вместо людей

В 1950 году английский математик Алан М. Тьюринг предложил то, что он назвал "имитационной игрой". В ходе нее человек, пользуясь компьютерным терминалом, задает вопросы на любую тему неизвестному собеседнику. Если по ответам невозможно определить, общаетесь ли вы с компьютером или с живым существом, машину можно назвать имеющей интеллект…

Тест на сто тысяч долларов

Тьюринг предсказал: к 2000 году компьютер сможет одурачить среднестатистического собеседника настолько, что три с половиной минуты из пяти тот будет думать, что разговаривает с человеком…

По условиям официального конкурса за первую программу, прошедшую тест, будет выплачено 100 000 долларов. Сегодня уже существуют программы, которые могут пройти тест Тьюринга, правда, в ограниченной узкой предметной области…

Виртуальная "блондинка"

Но в Сети есть еще один феномен — программы-"нахлебники", которые вообще представляются вам как люди… Одна из таких наиболее совершенных программ создана в Питтсбурге Майклом Молдином из Университета Карнеги Мелон. Автор дал своему детищу имя Джулия.

Пользователи могут общаться с Джулией через письменные сообщения. Отправленные ей послания программа обрабатывает в соответствии с их спецификой и выдает ответ в случайных неповторяющихся последовательностях.

Когда Джулию просят описать себя, та отвечает, что она женского пола, ростом 1 метр 55 сантиметров, весом 56 килограммов, и у нее вьющиеся белокурые волосы… Виртуальная "красотка" умеет болтать о хоккее, "считывая" с телеэкрана положения игроков. Она способна сплетничать и флиртовать.

Если нужно, она в состоянии признать свою некомпетентность в чем-либо, перевести разговор на другую тему. Если ее что-то смущает, может рассказывать анекдот из компьютерной базы данных…

Саркастическая непоследовательность Джулии делает ее достаточно яркой индивидуальностью и вводит в заблуждение пользователей. Если задают вопрос, человек ли она, Джулия тонко уклоняется от ответа…

АОЛиза — королева чатов

Порой неосведомленные пользователи даже пытаются назначить виртуальному персонажу свидание. Так происходило с "тридцатитрехлетней Элизой из Беркли". Настоящее ее имя было AOLisa, поскольку общалась она с посетителями чатов AOL Instant Messenger (AIM). Создатель АОЛизы, студент Беркли Кевин Фокс, назвал ее в честь героини знаменитой пьесы Бернарда Шоу "Пигмалион" Элизы Дулитл…

В течение двух недель АОЛиза успешно общалась с живыми людьми. За это время она получила около сорока приглашений на свидания. На самом деле программе удалось идеально овладеть психологическим механизмом человеческого обаяния. Это оказалось просто: для того чтобы установить доверительный контакт с собеседником, требовалось лишь периодически повторять его слова в форме вопроса…

Этим методом постоянно пользуются профессиональные психологи. Употребив такой прием в повседневной жизни, можно сразу оценить его эффективность: человек просто тает, он растроган, полагая, что собеседник великолепно его понимает… А чтобы никто не заподозрил подвоха, "Элиза" периодически выдавала фразы: "Я тебя понимаю!", "Расскажи об этом подробнее!", "Почему ты выражаешься так странно?" или: "Как ты собираешься решать эту проблему?"

Если в обычном общении такие фразы, вылетевшие вне всякого контекста, смотрелись бы, мягко говоря, неожиданно, то в чате они кажутся совершенно естественными, поскольку люди уже привыкли, что реплики собеседника часто возникают на экране с опозданием и зачастую небрежно построены. Словом, ни у кого не возникает никаких подозрений…

Кроме того, создатель АОЛизы полагает, что чат — идеальная психологическая среда. Человеку, пытающемуся установить контакт с незнакомцем, а таких в чатах — процентов девяносто, практически безразлично, о чем разговаривать. Кевин Фокс считает, что "их мышление настроено на то, чтобы искать смысл в любых ответах, а любые ответы интерпретировать как общение".

Результатом такой психологической ошибки, на которую способен лишь настоящий человек, и стала востребованность АОЛизы. Она никому не отказывала в общении. Одни просто рассказывали ей о своих проблемах, другие видели в ней интересного и тонко чувствующего собеседника и пытались назначить свидание… Заподозривших Элизу в нечеловеческом происхождении не было.

Собака в интернете

По мере того, как виртуальная реальность входит в нашу жизнь, стираются границы между реальным и виртуальным. Ведь в киберпространстве толстяк может сделаться стройным, красивый — уродливым, ничем не примечательный человек — сведущим и утонченным…

Так какая разница, с живым человеком вы общаетесь или с компьютерной программой? Это похоже на сюжет карикатуры: пес, положив лапы на клавиатуру, набивает послание другому псу: "В интернете никто не узнает, что ты собака".

Читайте также:

Искусственный интеллект научился сдавать ЕГЭ

Телекинез и человек-невидимка - уже реальность

Виртуальный маршрут станет реальным

Жизнь в виртуальной реальности не за горами

Автор Юрий Супруненко
Юрий Супруненко — кандидат географических наук, сотрудник Института географии РАН, член Русского географического общества и Национального географического общества СШ
Обсудить