Малышки из Туманности Розетки

Большинство событий астрономического масштаба не несут ничего хорошего для живых существ. Взрывы сверхновых вызывают всплески невероятно мощной радиации, астероиды «рвут» атмосферу и уничтожают все живое ударной волной, а черная дыра вообще засасывает всю окружающую материю в неизвестном направлении. Теперь полку «космических разрушителей» прибыло – к ним присоединились звезды-убийцы класса О.

Астрономы из Аризонского университета разведали тысячи звезд в Туманности Розетки и обнаружили, что множество из них лишилось планетарных систем вследствие близкого контакта со светилами спектрального класса О. Эти галактические гиганты, являются самым редким среди стандартных типов звезд, известных ученым.

Звезды О-класса – самые яркие и горячие объекты во Вселенной. Их светимость в полтора раза выше, чем у нашего Солнца, а температура на поверхности составляет 30000-60000 градусов Кельвина. К такому типу относится одна из трех миллионов звезд в Галактике.

Читайте также "В поисках Тейи, блуждающей планеты"

Масса этих небесных тел непропорционально меньше объема, поэтому содержащийся в них гелий без дополнительного давления не вступает в реакцию ядерного синтеза, а просто сгорает. Срок жизни О-звезд мал по космическим меркам, они быстро переходят в другие спектральные классы. Свет зловещей «малышки» не подвергается искажению гравитацией самой звезды, поэтому ее видимый и истинный цвета совпадают – это ярко-голубое свечение.

Последние исследования показали, что интенсивные солнечные ветры и высокий фон жесткого радиоактивного излучения практически «сдувают» космическую пыль из окрестностей близлежащих молодых звезд. Лишенные строительного материала эти «неудачники» на всю оставшуюся жизнь остаются без кольца планет. Радиус влияния каждой О-звезды составляет примерно 1,6 светового года (около шести триллионов километров) и попадание в эту «мертвую зону» чревато последствиями для любого объекта, не являющегося звездой.

Обнаруженный эффект является одним из вариантов процесса фотоиспарения, при котором тяжелые протоны и другие формы электромагнитного излучения выбивают легкие атомы из окружающей среды. Наибольшему влиянию фотоиспарения подвержены такие вещества как водород и гелий, но при такой плотности радиации, какую создают О-звезды, под удар попадают и более тяжелые элементы.

Даже относительно габаритов О-звезд, твердотелые планеты вроде Земли никак нельзя назвать «пылинками», поэтому самому ядру планеты ничего не угрожает. Другое дело – атмосфера, которая может быть за считанные минуты снесена и рассеяна в космосе. Человечеству нечего бояться – ближайшая О-звезда расположена в 16 световых годах от нас, а эти гиганты не имеют склонности совершать путешествия.