Темная материя выходит на свет

Внимание астрономов давно привлекают объекты, которые не могут быть обнаружены ни визуальным наблюдением, ни благодаря электромагнитному излучению. Единственным признаком их существования является гравитационное влияние, оказываемое на близлежащие звезды и планеты. Принято считать, что подобные объекты состоят из «скрытой массы», называемой также «темная материя». Уместно говорить и о роли искусственных спутников…

Ученые считают, что искусственные спутники, принимающие сигналы из дальнего космоса, способны обнаруживать неизвестные ранее источники позитронов, образующихся при аннигиляции темной материи. Однако подтверждение подобных открытий возможно лишь после обстоятельного и подробного анализа полученных данных.

Эксперимент по поиску темной материи под кодовым названием PAMELA стартовал в июне 2006 года. Одноименный детектор на борту российского спутника Ресурс-ДК1 обнаружил несколько скоплений темной материи далеко за пределами доступных для визуального изучения регионов Вселенной. Предназначенное для этого оборудование зафиксировало исходящие оттуда потоки позитронов очень высокой энергии (10-100 гигаэлектронвольт).

Читайте также " Жизнь быстрее света"

«По мере роста заряда отдельной частицы пропорции между количеством позитронов и электронов должны уменьшаться. Мы же, напротив, наблюдаем рост этого соотношения, но не можем дать никакого научного объяснения этому», - говорит участник проекта, профессор Пьерджорджио Пикозза.

«Поскольку мы знаем достаточно много о природе позитронов и электронов, то мы можем по энергетическому уровню частицы определить ее происхождение, - продолжает его коллега Нигель Смит.

Пульсар
– Это, как свет: вы видите протоны с разным уровнем энергии и воспринимаете их как разные цвета».

Тем не менее, астрофизикам потребуется провести дополнительные исследования во избежание погрешностей. Аналогичные импульсы, состоящие из высокоэнергетических позитронов, могут испускать пульсары – медленные, сверхплотные нейтронные звезды, излучающие остатки своей энергии в космос.

Смотрите фоторепортажи в разделе " Наука и история"

Получение достоверной информации, подтверждающей существование темной материи, позволит существенно продвинуть вперед как астрономию, так и другие разделы физики. Ведь согласно одной из теорий образования Вселенной темная материя является главным строительным материалом всех объектов в мире. Физики предполагаются, что она состоит из страпелек – экзотической частицы, образованной тремя кварками с разными уровнями энергии. Именно аннигиляция страпелек приводит к появлению протонов, позитронов и электронов, образующих известный нам атомный мир.

Согласно этой теории объем темной материи во Вселенной постоянно убывает. Что же произойдет, когда она закончится? На это вопрос нет однозначного ответа: кто-то предполагает, что будет завершено формирование Вселенной, а кто-то считает, что начнется процесс ее умирания. В любом случае произойдет это не скоро – в настоящий момент обычная (барионная) материя составляет 4,4 процента от общей массы Вселенной, а темная (небарионная) материя – 23.

Еще одной причиной, подталкивающих ученых к изучению темной материи, является постепенное изменение некоторых физических законов, которое не может быть объяснено классической наукой. Предполагается, что именно небарионная материя может оказывать подобное влияние на все основополагающие механизмы Вселенной.

Читайте в разделе " Наука и техника"