Солнце снова меняет космическую погоду

В ночь с 27 на 28 сентября закончился затянувшийся период спада солнечной активности: российская орбитальная обсерватория "Тесис" зафиксировала мощный выброс плазмы на Солнце. Огромный - около миллиона километров длиной - протуберанец "отправился" в межпланетное пространство.

"Ушедшие вместе с ним из атмосферы Солнца объемы ионизованной плазмы, по-видимому, станут на ближайшие несколько дней одним из главных факторов, определяющих космическую погоду в окрестностях ряда планет.

Земля, впрочем, исходя из места и направления выброса, имеет довольно слабые шансы войти в их число", - говорится в сообщении, опубликованном на сайте обсерватории.

По данным ее создателей, ученых Физического института им. Лебедева (ФИАН), солнечная активность начала увеличиваться 20 сентября. В этот день впервые после необычайно долгого спада было зафиксировано усиление рентгеновского и радиоактивного излучения Солнца, сообщает РИА Новости.

Вдобавок в тот же день на поверхности звезды появились сразу две активные области, принадлежащие разным магнитным поясам.

Южная активная область 25 сентября была разрушена вспышкой класса C2.0 - второй по силе в нынешнем году. Избыток энергии северной активной области Солнце попросту "выплюнуло" в космос вместе с частью своей атмосферы.

"Такие протуберанцы - это облака достаточно холодной ионизированной плазмы с температурой 6-8 тысяч градусов. Они могут долгое время находиться в атмосфере Солнца. Если равновесие нарушается, то протуберанцы вылетают в открытое пространство", - рассказал в интервью "Вестям" ведущий научный сотрудник рентгеновской астрономии Солнца ФИАН Владимир Слемзин.

Такие сгустки плазмы передвигаются в межпланетном пространстве с колоссальной скоростью, преодолевая за секунду расстояние около тысячи километров.

Для того, чтобы достичь Земли, которая находится от Солнца в 150 миллионах километров, протуберанцу потребуется примерно двое суток. Но, к счастью, на сей раз он полетел в противоположную от нашей планеты сторону.

Настолько большой солнечный "плевок" - явление достаточно редкое, поскольку плазма прочно удерживается магнитным полем звезды, в десятки раз превышающим суммарную тепловую и кинетическую энергию окружающего вещества.

"В данном случае можно предположить, что уход вещества стал возможен благодаря ослаблению магнитного поля в результате разрушения активных областей", - указано на сайте обсерватории.

По словам исследователей, выбросы вещества не представляют непосредственной опасности для подобных Земле, то есть защищенных магнитным полем, планет, поскольку пробиться к их поверхности поперек силовых линий заряженные частицы не могут. Куда более значительную опасность выбросы плазмы представляют в открытом космосе, ставя под угрозу экспедиции пилотируемых кораблей.

Однако столкновение плазменного облака с планетарным магнитным полем способно на длительный срок вывести последнее из равновесия, что неминуемо приведет к сильным и продолжительным магнитным бурям.

В подобной ситуации Земля оказалась полтора века назад, когда за целой серией вспышек на Солнце последовала сильнейшая магнитная буря, названная впоследствии Каррингтонским штормом.

К тому времени промышленность еще не достигла того уровня развития, при котором столь сильное магнитное возмущение привело бы к техногенной катастрофе. Сейчас - иное дело. Солнечный шторм подобного масштаба специалисты NASA ожидают в 2012 году.

К счастью, тот всплеск солнечной активности, результатом которого стал выброс протуберанца, уже угасает. "По состоянию на утро 28 сентября из 13 солнечных пятен, наблюдавшихся на Солнце еще три дня назад, осталось всего одно", - сообщается на сайте "Тесис". Тем не менее, в более высоких слоях солнечной атмосферы, включая корону, по-прежнему фиксируется небольшая активность.

Напомним, "Тесис" представляет собой комплекс космических телескопов, разработанный в Лаборатории рентгеновской астрономии Солнца ФИАН для исследования структуры и динамики солнечной короны. В состав комплекса входит и солнечный спектрофотометр "Сфинкс", созданный в Центре космических исследований Польской Академии наук.

Эксперимент, в рамках которого "Тесис" был установлен на борту российского спутника "Коронас-Фотон", направлен на осуществление непрерывного мониторинга и анализа активности Солнца.

Кроме того, задачей программы является поиск ответов на наиболее актуальные вопросы физики Солнца - исследование проблемы нагрева солнечной короны, механизма солнечных вспышек, природы солнечного цикла и так далее.

На орбите "Тесис" находится с 30 января 2009 года и будет работать в течение по меньшей мере трех лет - таков его гарантийный срок. За указанный период обсерватория получит и передаст на Землю миллион новых изображений солнечной короны, протуберанцев и иных явлений. В общей сложности будет записано более 200 часов видеоматериалов.