США не смогут отправиться в космос без России

О том, что космические челноки NASA устарели и нуждаются в замене, известно давно. Шаттлы построены в 70-х и 80-х годах прошлого века, причем два из шести (Challenger и Columbia) взорвались, а один - Enterprise - был списан и превращен в музей, так ни разу не слетав в космос. Стоит отметить, что за каждый пуск корабля американские налогоплательщики выкладывают 450 миллионов долларов. Но если списать ныне действующие челноки, то с чем останутся США?

Разработка космических кораблей многоразового использования началась в США в сентябре 1969 года, через два месяца после высадки человека на Луну. Первый запуск планировался на 1979 год, однако затем старт был перенесен на 12 апреля 1981 года – ровно через 20 лет после полета Юрия Гагарина. К этому времени были построены четыре космических челнока – Columbia, Challenger, Discovery и Atlantis, а также стартово-посадочные комплексы в штатах Флорида (Центр Кеннеди) и Калифорния (авиабаза Ванденберг).

Общая стоимость проекта составила 10,1 миллиарда долларов. После катастрофы космического корабля Challenger, которая произошла в январе 1986 года, программа запусков была приостановлена, а три оставшихся челнока подверглись модернизации. В 1991 году был построен новый шаттл – Endeavour.

Читайте также: Спутники домашней сборки спасут космонавтику

Учитывая стоимость полёта, вряд ли стоит удивляться, что в NASA хотят как можно скорее избавиться от устаревших космических кораблей, списав их и отправив в музей. Как сообщает немецкая Süddeutsche Zeitung, по всей вероятности, это случится в конце 2010 года или в начале 2011, но не раньше, чем космическое агентство доставит на МКС еще несколько конструктивных элементов для монтажа.

США не смогут отправиться в космос без России
США не смогут отправиться в космос без России

Но потом, когда вопрос с морально устаревшими челноками решится, перед американскими властями встанет еще одна проблема: как забрасывать на космическую станцию астронавтов? В рамках программы Constellation США разрабатывают ракеты и капсулы, предназначенные для указанной цели, но они, согласно планам, будут готовы никак не раньше 2015 года.

Немецкое издание анализирует все возможные пути решения этого вопроса. Во-первых, можно воспользоваться помощью европейцев, у которых есть свой космический корабль ATV, но он проектировался как грузовой, с его помощью осуществляется снабжение МКС.

Читайте также: Гагарин пытался спасти Комарова…

Есть ещё Китай, но он только приступил к пилотируемым космическим полетам и до сих пор не участвовал в программе МКС, соответственно, рассчитывать на партнерство с ним было бы преждевременно, да и рискованно. Получается, что единственный приемлемый для американцев вариант – это Россия. Сотрудничество между NASA и Роскосмосом "давнее и надежное", констатирует издание. Автор статьи считает, что как минимум пять лет астронавтам придется летать на орбиту на "Союзах".

Зависимость, в которой таким образом оказывается NASA, уже вызвала в США острое беспокойство и подверглась резкой критике. Например, бывший астронавт и глава комитета по разведке сенатор Билл Нельсон из Флориды еще в прошлом году говорил о "серьезном предательстве американских интересов". Кроме того, американские политики опасаются тех разного рода осложнений, которые неизбежно возникнут в том случае, если две сверхдержавы не найдут общего языка в мировой политике, например по вопросу Ирана.

Читайте самые интересные новости науки

Обсудить