Один из самых беспокойных вулканов Камчатки — Карымский вчера после локального землетрясения начал "плеваться" пеплом на внушительную высоту. Сейчас он закрыт от обзора плотным облаком, которое, как предполагают специалисты, состоит из выброшенного вулканом "материала".
Пока никаких данных о распространении облаков пепла от сотрудников Камчатского филиала геофизической службы Дальневосточного округа РАН не поступало. Но те масштабные последствия, к которым привело недавнее извержение исландского вулкана Эйяфьялдаекюдль, спокойно спавшего последние двести лет, заставляют задуматься о том, насколько подземная стихия остается непредсказуемой — несмотря на все современные достижения сейсмологии.
В интервью корреспонденту "Правды.Ру" старший научный сотрудник кафедры геофизики СПбГУ, кандидат геолого-минералогических наук Юрий Ильин уточнил, что причиной очередной активизации Карымского стала высокая сейсмическая активность. По словам эксперта, "сильной угрозы для авиасообщения" нынешняя ситуация не представляет — хотя бы только из-за низкой интенсивности полетов в том районе.
"Извержение, которое недавно происходило в Исландии, никак не связано с происходящим на Камчатском полуострове. Дело в том, что эти вулканы (Эйяфьялдаекюдль и Карымский) расположены на разных литосферных плитах и не способны влиять на состояние друг друга", — успокоил наш собеседник.
Читайте также: Вулкан испортил россиянам воздух
После вчерашнего двадцатиминутного землетрясения, эпицентр которого находился под вулканом, Карымский выбросил пепел на высоту сначала около трех километров, а потом — даже выше восьми километров над уровнем моря. Сегодня вулканическая активность не утихла, напротив, за прошедшие судки было зафиксировано три новых пепловых выброса и более полусотни землетрясений.
"Сейчас этот вулкан опасен для пролетающих мимо него самолетов, но опасности для населенных пунктов не представляет, — сказал в интервью журналистам представитель Камчатского филиала геофизической службы ДВО РАН. — Спутники зафиксировали только термальную аномалию, что говорит о выбросе горячего материала".
В прессе сообщается о том, что Карымскому был присвоен так называемый красный код — наивысший по степени опасности для авиации (он присваивается, когда извержение со значительными выбросами вулканического пепла в атмосферу уже происходит или предполагается в ближайшее время).
Однако на сайте Института вулканологии и сейсмологии в настоящее время указан менее критичный оранжевый код (который присваивается, если вулкан проявляет высокую активность с возможностью близкого извержения, или извержение уже происходит с незначительным выбросом пепла или вообще без него). Тем не менее, совершать полеты в районе Карымского пока еще опасно, поскольку находящиеся в воздухе частицы пепла могут попасть в двигатель самолета и повредить его. Согласно прогнозам специалистов на следующую неделю, в ближайшие дни вероятность пепловых выбросов будет по-прежнему велика, причем их высота может превысить шесть километров над уровнем моря, что уже сулит серьезную опасность для полетов по местным авиалиниям.
Наблюдения за Карымским вулканом ведутся постоянно, ведь он практически непрерывно, с краткими периодами относительного затишья извергается с 1996 года. Нынешний всплеск сейсмической активности чем-то из ряда вон выходящим не является, подобные "пробуждения" происходят с ним как минимум раз в год-два. Поскольку населенные пункты полуострова, включая Петропавловск-Камчатский, удалены от вулкана на 125 километров, опасности для них активность Карымского не представляет.
Ранее мы писали: Вместе с облаком пепла Москву накрыла паника
Насколько масштабными могут быть последствия извержения вулкана, показал месяц назад исландец Эйяфьялдаекюдль. В считанные дни он выбросил столько пепла, что его хватило почти на всю Европу. Убытки, нанесенные стихийным бедствием экономике наиболее пострадавших от этого стран и бюджетам авиаперевозчиков, подсчитываются до сих пор. Более 20 государств на то или иное время закрывали свое воздушное пространство, поскольку взвесь пепловых частиц могла при попадании в двигатель нанести опасные повреждения, а при оседании на крыльях — стать причиной коррозии.
В результате по всему миру авиакомпании отменили 63 тысячи рейсов, было закрыто более 300 аэропортов, в общей сложности пострадали около семи миллионов человек. "Хотя пока мы не располагаем точными цифрами, но можем сказать, что нынешний кризис превосходит события 2001 года (сентябрьские теракты в США) по количеству отмененных рейсов и объему затруднений для пассажиров в аэропортах. В финансовом отношении ущерб может оказаться более серьезным, чем в 2001 году", — заявил журналистам представитель ICAO (Муждународной организации гражданской авиации) Дени Шанон.
Читайте другие материалы рубрики НАУКА