Овечий суицид - глупость или осторожность?

Турецким овцам почему-то вдруг надоело жить. Несколько дней назад около города Эрзинкан стадо овец совершило массовое самоубийство. Причем это случается уже не первый раз за последние десять лет. Что же толкает овец на подобные поступки глупость, осторожность или инстинкт? Почему в любых ситуациях эти животные следуют принципу "делай, как я"?

Турецким овцам почему-то вдруг надоело жить. Несколько дней назад около города Эрзинкан стадо овец совершило массовое самоубийство. Как рассказал представителям СМИ пастух Мехмет Ган, когда он перегонял отару через горы, чтобы продать на рынке перед мусульманским праздником жертвоприношения Ид аль-Адха (или Курбан-байрам), вдруг ни с того ни с сего один из баранов прыгнул со скалы в глубокую пропасть. После чего за ним благополучно последовали еще 52 овцы.

По заявлению турецких газет, ни одно из животных спасти не удалось. Причины инцидента до сих пор неизвестны, хотя вряд ли для зоологов подобное поведение остается тайной, поскольку уже давно установлено, что среди представителей стадных животных весьма распространен поведенческий механизм, который называется "делай, как я".

Кстати, это далеко не первый случай "овечьего суицида" в Турции. В 2005 году турецкие овцы совершили еще более массовое самоубийство, также последовав примеру одного из членов стада. Отвлекшийся ненадолго пастух стал свидетелем того, как вслед за одной овцой со скалы прыгнули еще почти 1,5 тысячи других.

Тогда насмерть разбились 450 животных. Остальных спасло то, что они падали на гору трупов спрыгнувших раньше них овец. В той злополучной отаре находились животные 26 семей из города Геваса. По некоторым оценкам, их владельцы из-за незнания механизмов поведения овец и недосмотра пастуха потеряли в общей сложности 100 тысяч долларов.

Читайте также: Подражание знаменитостям себе дороже

Эти примеры вроде бы говорят о том, что эволюционно вышеупомянутый поведенческий механизм "делай, как я" не является особо выгодным для популяции. Ведь если бы овцы не следовали слепо за вожаком, то остались бы живы и здоровы. Однако не спешите обвинять овец в глупости, а природу — в отсутствии логики. На самом деле подобный механизм весьма важен для всех стадных животных.

Если группе травоядных, к которой принадлежат  и овцы, необходимо совершить дальнюю миграцию (они к ней часто прибегают, чтобы сменить обглоданные ранее пастбища), то им нужно идти как можно более плотным стадом. Если члены группы начнут разбредаться в разные стороны, они сразу же станут добычей крупных хищников, волков или львов, которые выслеживают отбившихся от стада.

Фото: AP

На само стадо хищник, скореевсего,непосягнет—ведьтогдаемупридетсяиметьдело не с одной, а с сотней пар рогов и копыт. Даже опытная стая волков не решится напасть на животных, которые держатся плотной массой: в случае отпора пострадают почти все охотники, а даже малейшая травма может обернуться для волка голодной смертью. Иное дело — когда стадо идет вразброд: здесь отделить одну особь и завалить ее достаточно легко.

Именно поэтому все травоядные стараются держаться вместе, потому что когда они едины, то никакой хищник им не страшен. Но как же добиться того, чтобы стадо не разбредалось при переходе с одного пастбища на другое? Ведь у овец нет командира, который строил бы их в колонну по двое, приказывал идти вперед с песней, а сам бы шел сбоку, наблюдая за тем, чтобы никто не покинул строя и не отстал.

На самом деле такой командир, конечно же, есть — тот самый поведенческий механизм "делай, как я". Суть его заключается в следующем: при движении каждое животное должно повторять движение тех, кто идет спереди и сбоку от него.

Самое интересное, что вожак тоже не избавлен от этой необходимости. Ведь доминирующая особь, несмотря на то, что она более авторитетная, сильная, смелая и агрессивная, чем ее сородичи, в общем-то, остается такой же овцой. Этот поведенческий механизм распространяется и на нее тоже.

Тогда почему вожак все-таки не повторяет движения своих соседей, а сам определяет направление пути? Потому, что он идет не просто впереди других, а с большим отрывом. Перед ним и сбоку от него нет никаких животных, чьи движения он мог бы повторять.

Стадо остановится лишь тогда, когда остановится вожак. А в случае с турецкими овцами первый баран, видимо, не разглядел пропасти и, приняв ее за узкую щель, решил продолжать движение. Когда он, прыгнув в бездну, исчез с глаз своих сородичей, никто и не подумал об опасности — ведь они не видели, чтобы вожак остановился, и не слышали предупреждающего звука тревоги. Исчезновения лидера никого не насторожило: возможно, он просто начал спускаться, а даже овцам известно, что на спуске останавливаться нельзя, иначе задние сомнут передних.

Овцы все делали правильно. Эволюционно закрепленный поведенческий механизм подвел их лишь потому, что вожак оказался самонадеянным или неопытным лидером. В данном случае пастуху, возможно, следовало пустить впереди козла — более осторожное и рассудительное животное.

Читайте также: С волками жить — можно!

Так что, как видите, принцип "делай, как я" не такой уж и вредный. Происшествие в Турции говорит о том, что не существует универсального способа поведения во всех ситуациях. И пастыри, пасущие овец своих, несомненно, должны это понимать.

Все самое интересное читайте в рубрике "Наука и техника" 

Автор Антон Евсеев
Антон Евсеев — зоолог, корреспондент, позже редактор отдела науки Правды.Р *
Обсудить