Нефритовые топоры майя

Зачем майя прятали нефритовые топоры?

Недавно при проведении археологических работ в городе майя Сейбаль в Гватемале ученые из Аризонского университета обнаружили 12 топоров, сделанные из нефрита, которые были искусно отполированы. Эта ценная находка была сделана на глубине 2,5 метра, а ее возраст, по оценкам специалистов, составляет около трех тысяч лет. Создается впечатление, что данные топоры их прежний владелец (или владельцы) закопали специально, поскольку все они не лежали в беспорядке, а были аккуратно сложены тремя рядами. Сейчас археологи пытаются выяснить, с какой целью это было сделано.

Интересно, что Сейбаль, расположенный на обоих берегах реки Ла-Пасьон, на юге провинции Петен в Гватемале, как город возник примерно в то самое время, когда были закопаны данные топоры. Хотя поселение на этом месте возникло еще в 800 году до нашей эры, однако большим городом оно стало где-то в 3-50 годах нашей эры. Так что, возможно тот, кто владел данными топорами, был одним из первых горожан Сейбаля. И, судя по находке, далеко не бедным.

Читайте также: Календарь майя придумали до них

Напомню, что индейцы майя, создавшие одну из самых развитых цивилизаций Нового Света, так и не научились изготовливать орудия труда и оружие из металлов (хотя золотые, серебряные и бронзовые украшения у них были в ходу). Несмотря на пирамиды, точный календарь, развитие ремесел и мореплавание, представители этого народа с начала нашей эры и до прихода испанцев, по сути, жили в каменном веке, поскольку все их орудия труда были каменными. Так, лесные деревья валились каменными топорами, продукты питания (и грудные клетки людей, приносимых в жертву) разрезались каменными ножами, а воины убивали врагов с помощью копий, снабженных каменными наконечниками. Однако в основном в качестве бытового поделочного камня использовался обсидиан. Нефрит же почитался как высшая драгоценность, поскольку непосредственно на территории майя встречался весьма редко.

Видимо, хозяин данных топоров был торговцем, который привез эти поделки издалека, надеясь выгодно продать их аристократам. О том, что данные топоры, скорее всего, были лишь заготовками, свидетельствует отсутствие на их поверхности надписей и характерного орнамента, которым ремесленники народа майя всегда покрывали нефритовые изделия. Не исключено, что владелец топоров собирался сначала отдать их на дальнейшую обработку, но так и не успел этого сделать.

Фото: AP

Но что же помешало ему? Начавшееся вторжение чужеземцев или народное восстание? Или немилость высших сановников, заставившая его бежать из города налегке? А может быть, все было совсем не так, и данный клад закопал удачливый вор, ограбивший торговца, но так и не успевший сбыть краденное? Сейчас уже достаточно сложно установить, что именно случилось тогда, около трех тысячелетий назад, в одном из самых величественных городов Мезоамерики. Однако, возможно, археологам все же удастся разгадать эту тайну сейбальских нефритовых топоров.

Для чего же использовались эти драгоценные топоры? Скорее всего, вовсе не для того, что бы валить лес или обтесывать стволы деревьев. Многие ученые считают, что, скорее всего, это были ритуальные предметы, которыми пользовались во время религиозных церемоний, посвященных богу-громовержцу (и, одновременно, покровителю воинов) Чаку. Его достаточно часто изображают с нефритовым топором в руке, ударяя которым, он, как и его скандинавский коллега Тор, вызывал гром и молнию. Возможно, что "земными" копиями нефритовых топоров пользовались служители данного бога во время ритуальных танцев в честь него и мистерий, ему посвященных.

В то же время ряд исследователей предполагает, что нефритовый топор вполне мог использоваться и как оружие. Ведь данный минерал весьма прочен, легко затачивается и достаточно легок. Однако, принимая во внимание высокую стоимость изделий из нефрита (за один из таких топоров можно было приобрести дом в комфортабельном районе Сейбаля), следует предположить, что подобное оружие могли позволить себе только военачальники, причем весьма высокопоставленные, или гвардейцы из охраны правителя. И, если учесть, что предприимчивый торговец собиралсясбытьцелых 12топоров,можносделатьвывод,чтотаковых в то время в Сейбале было немало.

Это лишний раз подтверждает то, что данный город был одним из самых богатых и многолюдных поселений майя в этой части Гватемалы. Согласно данным археологов, к 700 году нашей эры в нем было четыре площади, 31 скульптурный монумент, 56 стел, 22 алтаря и два поля для игры в мяч (любимая забава майянских аристократов), то есть в городе было как минимум две "футбольные" команды. Среди зданий особенно примечательной является Круглая обсерватория, самое древнее здание такого типа у майя (более известная обсерватория в Чичен-Ице была построена гораздо позже). Согласитесь, бедному городу все подобное великолепие было бы просто не по карману.

Впрочем, не все в истории Сейбаля было гладко и безоблачно. Возникший в начале нашей эры, город пережил свой расцвет в 50-150 годах, а вот в 500-590 годах он был покинут и совершенно обезлюдел. Ученые до сих пор не могут сказать, почему это произошло. Возможно, случилась какая-то природная катастрофа, которая сделала данное место на время непригодным для жизни. Впрочем, в конце VI века в городе вновь появились жители.

Фото: AP

Через некоторое время возрождающийся после упадка Сейбаль постигло новое бедствие. В 735 году после короткой, но победоносной войны правитель города Дос-Пилас Учаан Кин Балам захватил правителя Сейбаля по имени Йичак Балама, а заодно и его город. Известно, что Сейбаль находился под властью Дос-Пиласа около 150 лет. Однако после крушения Дос-Пиласа сейбальцы вновь обрели независимость.

В IX веке нашей эры население города стало резко расти и в какой-то момент достигло около десяти тысяч человек. Однако именно тогда в городе появляется множество деталей архитектуры и вещей, чуждых "классической" культуре майя. Во-первых, встречается масса уже знакомой нам изящной оранжевой керамики и терракотовых статуэток. Во-вторых, вся группа каменных стел с календарными датами от 850-го до 890 года нашей эры имеет скульптурные изображения, совершенно не похожие на те, которые ваяли майянские скульпторы. Однако данные изваяния весьма близки по стилю искусству Центральной Мексики.

Кроме того, именно тогда в городе было построено необычное для майянской архитектуры круглое здание, которое, судя по всему, было храмом. Оно весьма напоминает круглые постройки, которые довольно широко распространены в Центральной Мексике и на тольтекских памятниках Юкатана. Все это дополняет плоская каменная голова, так называемая "ача" (по-испански "топор"). Подобные изделия очень характерны для культуры племен Южного Веракруса и Западного Табаско конца первого — начала второго тысячелетия нашей эры.

Читайте также: Золотая лихорадка в Гватемале

Все это позволяет предположить, что в то время на Сейбаль напали армии воинственных тольтеков — народа, к тому времени планомерно захватывающего города Центральной Мексики. Хотя, возможно, это было не нападение, а просто переселение некоторых тольтекских племен, поскольку явных разрушений и следов битв и пожаров в Сейбале до сих пор не найдено. Вполне возможно, что правители приходящего в упадок города, понимая, что собственными силами им не удастся его защитить, пригласили к себе на службу тольтекских воинов, известных своей храбростью и высокими боевыми качествами. А те, как это и было принято в Мезоамерике, явились со своими семьями и имуществом.

Однако тольтекская "прививка" так и не смогла спасти угасающий город. Уникальная синтетическая тольтеко-майянская культура просуществовала совсем недолго, и в 930 году город был окончательно заброшен. Менее чем через год его полностью поглотили джунгли, поэтому к началу испанского завоевания никто из местных индейцев ничего не знал о людях, некогда населявших могучий и прекрасный Сейбаль. И вот теперь археологи, анализируя различные находки, пытаются воссоздать жизнь и обычаи его обитателей. Будем надеяться, что обнаруженные недавно нефритовые топоры помогут им в этом…

Читайте самое интересное в рубрике "Наука и техника" 

Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.

Автор Антон Евсеев
Антон Евсеев — зоолог, корреспондент, позже редактор отдела науки Правды.Р *
Обсудить