Вокруг ракеты "Фалькон-9" много ненужной шумихи. Фанаты звездную пыль глотать успевают за каждым телодвижением Илона Маска. Вчерашний неудачный запуск породил новую волну по поводу ракеты "земля-космос". Так и будем меряться неудачами?
Первая ступень стартовавшей с калифорнийского космодрома Ванденберг ракеты-носителя Falcon 9 американской компании SpaceX, которой предстояло вывести на орбиту разработанный в США и Франции спутник NASA для мониторинга поверхности мирового океана Jason 3, не смогла успешно приземлиться на плавучую платформу в океане.
Судя по первым сообщениям, при посадке ступень ракеты повредила одну из своих опор. Возможно, одна из посадочных опор при приземлении не была заблокирована, что послужило причиной опрокидывания ступени ракеты. Мы не будем уподобляться той части Рунета, которая приветствует любой маразм с западным душком и радуется каждому просчету Отчизны. Лучше разобраться в том, что произошло без гнева и пристрастия.
22 декабря 2015 года американская частная космическая компания Space Exploration Technologies Corporation (SpaceX) провела на мысе Канаверал первое успешное горизонтальное приземление первой ступени своей ракеты Falcon 9. Основной целью запуска Falcon 9 был вывод на орбиту нескольких коммуникационных спутников, но шуму наделал не запуск ракеты, а спуск ее первой ступени.
Основатель компании SpaceX и владелец производителя электромобилей Tesla, технический авантюрист Илон Маск (Elon Musk) в одночасье получил мировую рекламу. Все предыдущие попытки посадить первую ступень на расположенную в океане платформу в буквальном смысле с треском провалились, хотя удавалось успешно приводнять их на океанскую гладь.
Пуще океанских вод забурлила "креативная" общественность и наваляла в Сети целую кучу радостно пахучих сентенций. Алилуйщики заговорили о якобы "дешевых" полетах в космос. Хотя здравомыслящие люди понимают, что одна ласточка еще не делает весны и "одна снежинка — еще не снег".
Еще потешнее выглядели потуги сетевых волонтеров представить достижения Маска как реальную возможность создания ракеты "земля-космос", которая может садиться на планету. А не напомнить ли им, когда произошла первая мягкая посадка на поверхность Луны? Советская автоматическая станция "Луна-9" проделала это, после многочисленных неудач, 3 февраля 1966 года. "Луна-16" вообще прогулялась туда и обратно.
Но обо всем этом писали диванные эксперты, которые радовались, когда рухнул наш "Протон" и одолевала "печалька", когда не так сел "ихний" "Спейс". Тут к технической безграмотности примешалась своекорыстная и далеко не всегда честная политика. Что не есть хорошо. Ведь, как известно, honesty is the best policy (честность — лучшая политика).
А вот рассуждения людей, разбирающихся в вопросах космонавтики. Прежде всего, вся "раскрутка" — неважно, удач или неудач Маска и его Спейса — связана с чисто коммерческим подходом к делу. Член-корреспондент Российской академии космонавтики имени Циолковского Андрей Ионин в беседе с корреспондентом Правды.Ру отметил, что то, чем занимается Маск, "во многом большого экономического смысла" не имеет. "Потому что с одной стороны, спасаются довольно дорогие ракетные двигатели, но при этом существенно, что Маск и сам признает: при прочих равных условиях снижается масса выводимого груза, практически на сэкономленную сумму, — говорит Ионин. — У Маска есть сверхидея, его личная сверхзадача — полет на Марс".
По этой причине Маск, как полагает Андрей Ионин, использует технологии и методы, связанные с посадкой, которые отличаются от тех, что применялись на американских "Шаттлах" и наших "Буранах". На Марсе очень разреженная атмосфера и нашему эксперту кажется, "что Маск во многом эти технологии разрабатывает для будущих полетов на Марс, где действительно посадка с помощью ракетных двигателей на реактивной струе, — это единственный способ посадки для тяжелых объектов массой в десятки тонн".
Во время разговора с членом-корреспондентом Российской академии космонавтики имени Циолковского Андреем Иониным Правда.Ру не могла обойти стороной и некоторые технические детали. Сможет ли, несмотря на все уверения Маска, снова взлететь ракета-носитель Falcon 9?
Упомянув, что "во многом именно на этом сломался проект Space Shuttle", член-корреспондент академии космонавтики отметил: "Затраты на проверку всех этих многократно используемых элементов иногда соизмеримы с затратами на изготовление новых. Стоимость одного запуска Space Shuttle вместо сокращения на самом деле возросла. Один запуск Space Shuttle обходится примерно в один миллиард долларов".
Что касается вторичного использования непосредственно "Фалькона", по мнению Ионина, "это пока открытый вопрос. Когда Маск действительно начнет многократно использовать свои ступени, тогда будет понятно, будет ли здесь экономия, а может быть мы, наоборот, получим дополнительный рост стоимости. Но я говорю, что Маск, на мой взгляд, решает совсем другие задачи. Весь мир интересуется этой темой. По сути, с помощью этих многократных посадок, то успешных, то неуспешных, Маск получает огромный пиар-эффект. Практически на небольших деньгах".