Мобильный робототехнический комплекс с системой залпового огня

Робот-гранатометчик – живучий снайпер

Минимизировать людские потери своих войск, максимально увеличив потери врага - это главное в оборонных разработках. Новшество, которое предложили инженеры-конструкторы Пензенского артиллерийского инженерного института, полностью соответствует этому принципу: мобильный робототехнический комплекс с системой залпового огня повышает уровень поражения цели на 45 процентов.

Что же конкретно они предлагают? Ударный комплекс РСЗО для гранатометного взвода мотострелкового батальона. Такой гранатометный взвод предназначен для поражения живой силы и огневых средств противника, расположенных вне укрытий, в открытых окопах (траншеях) и за складками местности. Он используется, как правило, в полном составе для поддержки мотострелковых рот первого эшелона, но может придаваться в роте, действующей на направлении основных усилий батальона.

В настоящее время на вооружении этого взвода состоит 30-мм автоматический гранатомет АГС-17 "Пламя", который имеет дальность стрельбы 1700 метров. То есть для поражения противника его бойцам нужно приблизиться к неприятелю как минимум на это расстояние, а ведь он вряд ли будет готов им такое позволить. Все-таки расстояние не слишком велико! Можно, конечно, поместить такой гранатомет и не один, на мобильной роботизированной платформе, которой в силу незначительных габаритов будет легче подобраться к незамеченной и обрушить шквал огня. Но… Было бы еще лучше, если бы дальность огня такой установки была бы несколько выше.

Читайте также: В чем главная опасность минометов

И надо сказать, что в данном случае определенной подсказкой для пензенских военных инженеров стал опыт локальных военных конфликтов, в которых разного рода инсургенты создавали довольно-таки эффективные РСЗО из самолетных и вертолетных ракетных комплексов, предназначенных для стрельбы неуправляемыми реактивными снарядами! По конструкции это заостренная спереди и довольно-таки толстая труба с трубчатыми направляющими внутри, в который как раз и находятся реактивные снаряды. На самолеты и вертолеты такие контейнеры подвешиваются под крыльями, но известны примеры, когда их крепили на самые различные авто и вели огонь по сухопутным целям точно также, как из нашей "Катюши" или не менее знаменитого "Града".

На вооружении российской авиации находится, например, пусковая установка Б8М-1 для стрельбы 80-мм неуправляемыми авиационными ракетами С-8КОМ. Правда, необходимо разработать под нее еще и соответствующее шасси, скомпоновав с мобильным пунктом управления на базе какого-нибудь БТР. Выгоды очевидны: включение в организационно-штатную структуру гранатометного взвода батареи таких мобильных робототехнических комплексов реактивной системой залпового огня на базе пусковых установок Б8М-1 позволит наносить поражение противнику уже на дальностях до 4000 м от линии соприкосновения, что намного лучше дальности 1700 м.

На какие проблемы тут обратили внимание конструкторы? Известно, что при пусках ракет пакет направляющих РСЗО совершает колебания, как по высоте, так и по направлению. Так как амплитуда и частота колебаний существенно меняется в процессе ракетного залпа, то, соответственно, ухудшается кучность стрельбы. В настоящее время, в пусковых установках РСЗО боевых машин, принятых на вооружение Сухопутных войск, используются пластинчатые (пружинные) рессоры для гашения колебаний пакета направляющих при стрельбе РСЗО. Но процесс их гашения очень сложный, что вызывает случайный характер величины эллипса рассеивания и снижает эффективность применения таких установок. Поэтому в данном случае они решили использовать новый тип амортизаторов: тросовые амортизаторы-виброизоляторы. При этом натягиваются они автоматически (для контроля этого процесса предусмотрен специальный инерциально-измерительный блок) при помощи двигателя, что повышает их жесткость и меткость стрельбы!

Читайте также: Российская наноброня выигрывает у конкурентов

В новой пусковой установке, данные от инерциально-измерительного блока, размещенного непосредственно на пакете направляющих, поступают в центральный блок управления и навигации, который работает в реальном масштабе времени, обрабатывает результаты измерений отклонений пакета направляющих, и обеспечивает натяжение амортизаторов в ходе стрельбы. То есть автоматика в данном случае сделает то, чего в принципе нельзя было получить в тех случаях, когда Б8М-1 устанавливали на транспортных средствах — например, грузовиках, которые использовались в локальных вооруженных конфликтах в той же Ливии!

Важно отметить, что внедрение новой установки в гранатометный взвод не нарушает систему боевого управления мотострелкового батальона. Боевое управление осуществляется с автоматизированных рабочих мест операторов мобильного пункта управления. Каждый оператор с мобильного пункта управления может управлять от 2 до 10 единиц новых установок. При этом в состав огневой батареи должны входить: высокоточная навигационно-топогеодезическая система, система наблюдения и разведки, и то или другое количество — ну, скажем, четырех дистанционно-управляемых боевых модулей. Инерциально-навигационная система, установленная на каждом таком модуле, позволяет точно привязать его к местности, а входящий в состав комплекса БПЛА — "увидеть все с высоты" и этим самым повысить точность наводки комплекса и, соответственно, его эффективность.

Для всех мобильных робототехнических комплексов огневых тактических подразделений Сухопутных войск конструкторы предлагают использовать вариант двухосного колесного шасси. Требования к шасси робототехнического комплекса имеют ряд принципиальных особенностей. Помимо общих требований по проходимости, грузоподъемности, энерговооруженности и т. п. имеются также такие, которые и определяют то, что это робот: возможность полной автоматизации всех процессов на основе компьютерного управления, включая управление энергоустановкой, трансмиссией, рулевым и др. системами и узлами.

Не будем забывать, что речь идет о беспилотном варианте транспортного средства и привычные средства управления (руль, рычаги, педали, кнопки и т. п.) тут в принципе ему не нужны. В связи с этим, предлагается рассмотреть вариант изготовления мобильных робототехнических комплексов на основе колесного шасси HL-740-9S (HYUNDAI) — путем его модификации. Разумеется, отечественная промышленность в состоянии сделать полный российский вариант такого шасси.

Читайте также: Морской колобок укатится от всех

Колесная схема на полноприводном (на каждое колесо) шасси позволяет обеспечить высокую проходимость, достаточно большую скорость передвижения по дорогам и пересеченной местности, большую маневренность, большой запас хода и моторесурса при высокой грузоподъемности (более 5 тонн). Кроме того, предлагаемое решение обеспечивает большую степень автоматизации управления двигателем и движением данной установки.

Выбор колесного шасси на базе HL-740-9S при соотношении "цена-качество" является оптимальным вариантом для РСЗО, в том числе по показателям "живучесть-эффективность". Такое шасси, в отличие от гусеничного MV-10, легко обеспечивает различные виды поворотов и разворотов, ну и, как любое колесное шасси, меньше изнашивается.

Компоновка шасси HL-740-9S состоит из ведущей и ведомой тележек. Ведущая тележка оснащена дизельным двигателем, обеспечивает необходимую энерговооруженность, маневрирование и управление. Ведомая тележка обеспечивает грузоподъемность и достаточную полезную площадь для размещения бортовых систем управления и вооружения. Ведомая тележка шасси имеет возможность поворота на 40 градусов от цента массы HL-740-9S, максимальная скорость движения — 40 км/ч., дорожный просвет — 417 мм, запас хода 350 км, грузоподъемность более 5 тонн.

Читайте также: "Пегасы" снова штурмуют небеса

Универсальность использования шасси HL-740-9S заключается в том, что ведущая тележка — это тягач, а ведомая — сменяемый прицеп на котором размещаются системы управления и вооружения (в данном случае это четыре контейнера с НУРС), размеры и форма которого могут различаться в зависимости от решаемой задачи.

Таким образом, предлагаемый пензенскими специалистами вариант боевого робота будет иметь: высокую автономность, уникальную мобильность, высокую точность топогеодезической привязки, высокую точность наведения пакета направляющих НУРС, многофункциональность и высокую жевучесть.

Автор Вячеслав Шпаковский
Вячеслав Шпаковский — журналист, писатель, внештатный корреспондент Правды.Ру
Обсудить