Недавно британским археологам удалось снять обвинение, которое несколько веков предъявляли участникам экспедиции Колумба в Новый Свет — будто бы они привезли из-за океана в Европу страшную болезнь сифилис. При раскопках в Лондоне были найдены скелеты людей, умерших явно от этой болезни и похороненных больше чем за сто лет до знаменитого путешествия.
К Христофору Колумбу и его открытиям человечество до сих пор относится неоднозначно. С одной стороны, вроде бы великий мореплаватель открыл Америку, в результате чего в Европе появились новые продукты питания, такие как какао и шоколад, томаты и картофель. Но в то же время именно его матросы распространили по Старому Свету привычку курить табак и, как считалось прежде, "осчастливили" европейцев сифилисом.
Это обвинение базировалось на разнообразных исторических свидетельствах. Так, сохранились записи врачей, в которых говорится, что некоторые матросы, побывавшие вместе с великим мореплавателем в Новом Свете, жаловались на те же симптомы, что и посетители кожно-венерологических диспансеров в наши дни.
Кроме того, широко известен эпизод, произошедший во время одной из итало-французских войн в 1494 году, то есть через год после возвращения каравелл Колумба из Нового Света (первая экспедиция была в 1492–1493 гг.). Когда Неаполь пал под натиском армии Карла VIII, среди французских войск разразилась эпидемия болезни, доселе неведомой европейцам.
Читайте также: Американцы отмечают День Колумба
Очевидцы писали, что у галльских вояк стали появляться на теле гнойные язвы, постепенно разъедавшие плоть и кости. После начинал деформироваться скелет, в результате чего еще недавно бравые солдаты превращались в ужасающие уродливые развалины, а потом у них быстро наступало помутнение рассудка, и люди умирали. Все это также очень похоже на симптомы сифилиса.
Вскоре после окончания кампании армия, состоявшая в большинстве своем из наемников, была распущена, и храбрые воины разъехались по домам, попутно распространяя болезнь по остальной континентальной Европе. Первоначально этот недуг называли "люэс", однако позже данная болезнь получила свое современное название по имени главного героя поэмы "Сифилис, или о галльской болезни", принадлежавшая перу поэта и врача Фракасторо. Это произведение, повествующее о том, как пастух по имени Сифилюс разгневал богов Олимпа и был наказан ими ужасной болезнью, поразившей все его тело сыпью, бубонами и язвами, было чрезвычайно популярно в то время.
Как считали исследователи, Неаполь вполне мог стать рассадником сифилиса из-за того, что его купцы в то время вели активную торговлю с Испанией, ставшей первым рассадником "заморской чумы", привезенной матросами Колумба. Правда, почему-то никто не обратил внимания на тот факт, что в самом Объединенном Королевстве Леон и Кастилия в то время эпидемии данной болезни не было (а, по идее, должна была быть).
Со временем у испанских моряков появились и защитники среди ученых, приводившие два основных аргумента в пользу их невиновности. Один из них базировался на том, что в Европе время от времени находили человеческие останки с возможными признаками сифилитического поражения, захороненные еще до колумбовской экспедиции.
Например, в 1970 году в старинном английском городке Райвенхолле, на кладбище при церкви Святой Марии и Всех Святых, был найден скелет женщины. На ее костях исследователи увидели характерные бороздки, возникающие при заболевании сифилисом! При этом, судя по датировкам захоронения, эта англичанка была погребена где-то между 1400 и 1450 годом.
Кроме того, историки постоянно упоминали о том, что большинство врачей начала XVI века, которые не знали даже азов микробиологии, вряд ли смогли бы отличить сифилис в современном понимании от других заболеваний — например, от проказы. Именно поэтому о нем нигде и не упоминают — его просто не могли точно диагностировать.
В конце 90-х годов прошлого века микробиологи вроде бы обнаружили новые факты, доказывающие "вину" колумбовскихматросов. Команда британских, канадских и американских ученых под руководством Кристины Харпер из Университета Эмори в штате Джорджия проанализировала секвенированный еще в 1998 году геном штаммов разных подвидов бледной спирохеты (Treponema pallidum) — возбудителя данного заболевания.
Согласно их исследованиям, основанном на методе "молекулярных часов", до XV — начала XVI века на территории Европы не было отмечено следов пребывания того подвида трепонем, которые вызывают сифилис. А вот в Америке эта разновидность вредоносной бактерии обитала аж с IV тысячелетия до нашей эры. В Старый Свет данный "вредитель", судя по всему, проник именно в конце XV века — так что даже если из первой своей экспедиции Колумб спирохету не привозил, то с этим в течение 10-15 лет справились его последователи.
Однако недавно британские археологи предоставили доказательства того, что сифилис был распространен на территории Европы гораздо раньше первых поездок в Новый Свет. В ходе недавних масштабных раскопок в Лондоне ученые обнаружили семь человеческих скелетов, вид которых явно свидетельствует, что при жизни их обладатели страдали этим венерическим заболеванием. Причем два скелета были захоронены между 1200 и 1250 годами, а "возраст" пяти остальных датируется 1250 — 1400 гг.
Эти останки были найдены в части современного лондонского Ист-Энда, где когда-то находился самый большой в средневековой Англии госпиталь, известный под названием St Mary Spital (Больница Святой Марии). Его пациентами, по всей видимости, и были все семеро сифилитиков. Причем, судя по всему, их недуг никто толком и не лечил — повреждения на костях свидетельствуют о том, что болезнь всех умерших достигла третьей стадии, которая обычно приводит к смерти больного.
Среди этих жертв "заморской чумы" археологи обнаружили останки 10-летнего ребенка, которому болезнь, скорее всего, досталась в наследство от матери. По словам возглавлявшего группу исследователей профессора Брайана Коннелла, череп мальчика, который "должен бы быть гладким, напоминает лунный пейзаж — весь изрыт бороздками и кратерами, это явные следы сифилиса", а зубы у него росли под углом 45 градусов к щеке. Кроме того, несчастный ребенок, вероятно, был слепым — подобное также бывает при развитии этого страшного заболевания.
Итак, сифилис проник в Европу гораздо раньше того времени, когда Колумб вернулся из своей первой поездки в Америку. Похоже, средневековые врачи действительно просто не умели его диагностировать (впрочем в те времена любые недуги, вызывающие кожные повреждения, например, экзему или дерматит, считали проказой — что уж тут о сифилисе говорить). Тем не менее в античной и раннесредневековой Европе эта болезнь, судя по всему, действительно, не встречалась или была весьма редкой. Откуда же она пришла в данную часть света прямо перед Эпохой Возрождения?
Читайте также: Обама извинился за заражение сифилисом гватемальцев
На этот счет существуют различные версии, однако все они сводятся к тому, что вредоносный паразит перекочевал на запад Евразийского континента с Дальнего Востока. Там он поселился еще раньше, чем проник в Америку, и до сих пор дальневосточные штаммы бледной трепонемы считаются одними из самых вирулентных и опасных. Возможно, первые возбудители сифилиса проникли в Европу с караванами, идущими по Великому Шелковому Пути, а может быть, его принесли с собой вернувшиеся из походов к Гробу Господню крестоносцы. Не исключено также, что сифилис совершил путешествие с востока на запад материка несколько позже, вместе с монгольской конницей.
Как бы то ни было, получается, что Колумб и его матросы не имеют никакого отношения к появлению сифилиса в Европе. Поэтому обвинять их в этом — большая несправедливость. Но сейчас, благодаря исследованиям британских археологов, их невиновность в распространении сифилиса в Старом Свете, похоже, доказана раз и навсегда.