В 40 километрах от столицы Австрии обнаружены руины двух амфитеатров и школы для гладиаторов. За Альпами это первая находка подобного рода. Античное сооружение прекрасно сохранилось. Ученые получили возможность подробно изучить условия жизни тех, кто гордо называл себя "идущими на смерть".
Гладиаторская школа и амфитеатр располагались в городе Карнунт (Carnuntum), насчитывавшем около 50 тысяч жителей. В начале новой эпохи бывшее иллирийско-кельтское поселение превратилось в римский лагерь на территории Верхней Паннонии на Дунае к востоку от Виндобоны. Карнунт — важный узловой пункт на пересечении так называемых "янтарных" торговых путей из прибалтийских районов в Адриатику. В 15 году нашей эры здесь размещался римский легион. Со 106 года город становится столицей провинции Pannonia superior.
Расцвет Карнунта пришелся на II век нашей эры, когда он стал муниципием. Статус Municipium Aelium Carnuntum городу присвоил император Адриан (117-138). Муниципий — это юридический статут, который присваивался имевшим самоуправление городам Италии, а жители пользовались ограниченными правами римского гражданства (cives sine suffragio, не имели права голоса). После Маркоманской войны (166-180) город был восстановлен и возведен в ранг колонии (в эпоху Империи разница между колониями и муниципием сглаживается), но к середине IV века постепенно пришел в упадок.
Читайте также: Погибшего гладиатора выбросили на свалку
Во время проводившихся здесь с 1870 года археологических раскопок были найдены большая часть военного лагеря и некоторые гражданские постройки, например, триумфальная арка, два амфитеатра, дворец наместника и другие. Несмотря на то, что раскопки здесь ведутся с конца позапрошлого века, на свет извлечена лишь ничтожная часть того, что хранится под землей. Археологические раскопки — дело кропотливое и требующее большого количества времени и финансовых ресурсов. По словам археолога Франца Хумера (Franz Humer), сообщает Spiegel, о многообещающих структурах, сокрытых под землей, геофизики впервые заговорили еще в 1996 году.
Развалины огромной школы гладиаторов в Карнунте по масштабам сравнимы с крупнейшей римской гладиаторской школой Ludus Magnus, которая располагалась рядом с Колизеем. Они были обнаружены в толще земли при помощи георадара. Строение в Карнунте сохранилось намного лучше. Посреди учебной арены имеются остатки деревянной сваи, которая служила для обучения молодых гладиаторов. Технику нанесения и уклонения от ударов новобранцы начинали осваивать с деревянного меча, упражняясь на столбе или на чучеле.
Гладиаторская школа в Карнунте огорожена стеной, на ее территории находился комплекс сооружений, среди которых около 40 крохотных каморок (по пять квадратных метров на человека), большие термы, тренировочный зал с подогреваемым полом и различные административные строения. В непосредственной близости от школы, но в стороне от обычного кладбища расположено еще одно кладбище, на котором хоронили умерших гладиаторов. Как отметил собеседник Spiegel Франц Хумер, это небольшое кладбище отличается от соседского городского более дорогостоящими надгробиями. Несмотря на статус рабов, гладиаторы были очень популярны и пользовались благосклонностью толпы.
В распоряжении гладиаторов в Карнунте было сразу два амфитеатра. Один принадлежал местному гарнизону и служил для развлечения расквартированных в военном лагере легионеров. В середине I века нашей эры здесь располагался легион XV Apollinaris. Второй амфитеатр, расположенный рядом со школой, принадлежал городу и удовлетворял желания населения в кровавой потехе.
Первый засвидетельствованный письменными источниками гладиаторский бой произошел через почти 500 лет с момента основания города Рима. В самом начале первой Пунической войны, в 264 году до нашей эры, два сына умершего Децима Юния Брута Перы выставили на тризне на Бычьем рынке (Forum Boarium) три пары одновременно сражавшихся друг против друга фехтовальщиков. Считается, что обычай устраивать гладиаторские бои идет от человеческих жертвоприношений на похоронах, уходящих корнями в темное прошлое. Римляне заимствовали это зрелище непосредственно от этрусков, поскольку павших гладиаторов убирал с арены этрусский бог мертвых Харун, а слово "ланиста" (организатор гладиаторских игр и учитель гладиаторов) заимствовано из этрусского языка, в котором оно имело также значение "палач".
На протяжении многих столетий римской истории основным поводом для организации боев гладиаторов была память об умерших. Игры проводили не только в честь правителей и аристократов, но и богатых людей, например, торговцев и ростовщиков. Причем в своих завещаниях некоторые доходили до курьезов. Один гражданин распорядился провести поединок между двумя мальчиками, которых он любил при жизни, чтобы быстрее воссоединиться с ними в потустороннем мире. Постепенно munus (во множественном числе munera), так называли гладиаторские игры, которые проводились исключительно при погребении умерших, то есть нерегулярно, перенесли на декабрь — на праздник сатурналий. Стало увеличиваться и количество боев и количество ихучастников.Гладиатором мог стать даже свободный римский гражданин, который перед народным трибуном делал соответствующее заявление. Одновременно назначалась цена за его выступление.
Ярый противник не только кровавых зрелищ, но и театральных представлений, автор философского труда "Наедине с собой" Марк Аврелий (161-180) своим указом определил эту сумму для добровольцев. Она не должна была быть больше 200 сестерциев (мизерная плата). Общественное положение auctoratus, так называли вольнонаемных гладиаторов, было аналогично положению раба, о чем свидетельствует текст их клятвы. Многие однако стремились встать в ряды гладиаторов, потому что у них была здоровая и обильная пища, массажисты, лучшие врачи и они, в случае успеха, получали высокие денежные премии.
Зато наследник императора-философа, его старший сын Коммод (известный широкой публике по блокбастеру "Гладиатор") любил не только щеголять в гладиаторском облачении, но и демонстрировать свою удаль на арене. Историк Дион Кассий, кстати, бывший членом сената, язвительно описывал, как император собственноручно забивал животных. Травля животных, или venationes, заключалась в убийстве обессилевшего от старости медведя или германского тура (первобытного быка). Однажды за один день Коммод расправился с пятью бегемотами, двумя слонами, жирафом и стадом носорогов. Однако закончил он плохо — красавца императора задушил атлет Нарцисс, бывший его постоянным спарринг-партнером.
Кроме рабов, военнопленных, преступников и волонтеров, в гладиаторы брали насильно или обманом, как это позже происходило с записью в рекруты. Квестор испанского города Гадеса (Кадиса) в 44-43 годах до нашей эры дважды пытался заставить римского гражданина Фадия участвовать в гладиаторских боях. Когда Фадий отказался, магистрат повелел сечь его, а потом заживо сжечь в гладиаторской школе.
Были и женщины-гладиаторы, о которых сообщает Светоний в жизнеописании императора Домициана (81-96). Такое положение вещей в то время не считалось чем-то новым. В "Анналах" Тацита упоминается сражение между 400 сенаторами и 600 всадниками, устроенное по приказу Нерона, с целью унизить представителей благородного сословия. В том шоу принимали участие женщины из почтенных семейств. В честь армянского правителя Тиридата, бывшего в 66 году с визитом в Италии, в Путеолах были устроены игры африканских гладиаторов обоего пола. Женщины сражались на арене с карликами-мужчинами. В 200 году, когда состоялось особенно много поединков гладиаторш, женщинам запретили выступать в качестве бойцов.
Школы для гладиаторов были похожи скорее на тюрьмы. В каморках без окон спали по двое. Среди гладиаторов случались самоубийства. Иногда коллективные. Часть гладиаторов, несмотря на каждодневный риск быть убитым, доживала до старости. Если верить признанию некоего гладиатора-вольноотпущенника Публия Остория из Помпей, он победил в 51 поединке.
На арене гладиатор мог умереть двумя способами. Когда он стоял на коленях ему спереди втыкали в горло меч или наносили мечом удар сзади через лопатку прямо в сердце. И то и другое случалось редко. Грандиозные праздничные зрелища, как в голливудском фильме "Гладиатор", происходили раз в год на день рождения императора. Не только в столице империи, но и в заштатном Карнунте. Павших обозначали литерой Р — periit, победителей V — vicit, M — missus (помилован) напротив имени того, кого пощадила толпа и император. Последние покидали арену через специальные ворота — Porta Sanavivaria.
Те, кто устраивал поединки, в то же время всегда следили за зрелищной стороной поединков — гладиаторов учили сражаться так, чтобы публика не скучала на представлении. Поэтому бои тех, кто "шел на смерть", представляли собой не только демонстрацию воинского искусства, но и захватывающее шоу. "Молодых бойцов он (Юлий Цезарь) отдавал в обучение не в школы и не к ланистам, а в дома римских всадников и даже сенаторов, которые хорошо владели оружием", — утверждал Светоний. "Особое значение придавалось способности сражаться левой рукой, о чем свидетельствуют соответствующие изображения гладиаторов, — пишет современный немецкий историк Хельмут Хёфлинг (Helmut Höfling). — Особенно хорошо владел этим искусством император Коммод".
Читайте также: В античных борделях убивали детей
И все-таки, почему же римляне так любили кровавые и жестокие поединки гладиаторов? Потому, что все сплошь были садистами и маньяками? Вовсе нет. Дело в том, что сами гладиаторы воплощали собой такие римские добродетели, как готовность к борьбе и презрение к смерти. Поэтому поединки "идущих на смерть" не только удовлетворяли темные инстинкты черни, ее любви к кровавым зрелищам, но и служили императорам средством укрепления своей популярности среди плебса и средством политического маневра, отвлекавшего народные массы от мятежей. Кроме того, поединки имели воспитательное значение для молодежи, внушая юношам, что он также должен пожертвовать своей жизнью во имя Великого Рима, как гладиатор жертвует ею на арене…