Почему в России не любят москвичей

Сколько в Москве, кроме Минина и Пожарского порядочных людей
В Москве только два приличных человека — Минин и Пожарский, утверждает один провициальный поэт. Я бы не обратил на эти слова особого внимания (в общем-то, негативное отношение россиян к жителям столицы известна), если бы в последнее время не столкнулся с крайними проявлениями этого феномена.

Дело в том, что мне часто приходится в качестве "столичного консультанта" участвовать в губернаторских или думских выборах на местах. Я вам скажу, что в каком-нибудь Южно-Сахалинске в порядке вещей стало на пресс-конференции услышать в свой адрес откровение такого рода: "Москва — гнилой город"... Это — от местного-то интеллигента! А от рыбака, геолога или там, солдата? Известно ведь, что в армии самой низшей прослойкой военнослужащих являются "чмыри" (Они же "чмошники" или просто "чмо"). Но вот что легче всего попадают в этот разряд призывники именно с московской пропиской известно гораздо меньше. Это своего рода государственная тайна, тщательно охраняемая московским военкоматом. Но факт остается фактом: в сегодняшней армии по градации категория "москва" неизмеримо ниже, чем небезызвестная "чурка". В особой степени это касается стройбата и других ему подобных "вспомогательных" войск, где "народ попроще". А как же, спросите вы "Сережка с Малой Бронной и Витька с Моховой", которых "помнит мир спасенный"?

Приходится констатировать, что доминанта поведения москвичей сильно изменилась с героических времен. Раньше, когда Московия только начинала разбухать до размеров империи, москвичи буквально рвались из центра на периферию. И когда там уже никого из богатырей не оставалось и в вакуум засасывало каких-нибудь приблудных поляков, достаточно было вернуться Минину с Пожарским и восстанавливался статус кво... Да что там поляки, еще совсем недавно люди с удовольствием ехали из Москвы если уж не "за туманом", то, по крайней мере за длинным рублем. А сейчас ведь, все — "на зарабитки" едут скорее, наоборот, в Москву! А та, понятное дело не резиновая и обороняется изо всех сил, возводя уже не рогатки — китайскую стену! В виде хотя бы института московской прописки, который пережил даже антикоммунистическую революцию. Смотри-ка: КПСС погибла, СССР развалился, а прописка московская, стыдливо, правда, переименованная "регистрацией", выжила! Значит, есть в ней нечто системообразующее для нашей страны, и это не просто реликт уходящей эпохи.

Если верить Льву Гумилеву, в фазу обскурации этноса (а, похоже, Россия сейчас как раз переживает именно такой период своего развития или упадка — как хотите) в столице собираются далеко не лучшие представители народонаселения страны. Те, что не хотят не то что защищать свою родину, но даже и просто выезжать из своего города. Надо ли говорить, что при таком отношении никакой жертвенности и готовности противостоять центробежным тенденциям жители нашего мегаполиса сегодня не демонстрируют. Заставь сейчас москвича поехать "за туманом"! А как же медицинский полис? А льготы при поступлении в ВУЗ? Не говоря уже про трудоустройство в столице, требующее прописки и оборонящее его тем самым от разного рода "набегайловки"?.. Надо сказать, все это не отпугивает, а наоборот, привлекает иногородних оболтусов, охочих до необременительной московской жизни.И они, таким образом, пополняют ряды московских "субпассионариев".

Во времена крепостного права был, оказывается легальный способ выйти из крепостной зависимости. Если ты попадал в плен к кавказцам, а потом бежал... Надо сказать, что получение московской прописки было до недавнего времени делом не менее рискованным, чем такой побег: фиктивный брак, лимит... Я сам, когда "прорывался" в Москву, помню повестку профсозного собрания моего ЖЭКа: достоин ли я жить в городе-герое Москве... Так что многие нынешние "москвичи" - тоже в своем роде бывшие "кавказские пленники". Понятное дело, они свысока смотрят на "крепостных" из родной деревни! И по этой причине гораздо громче немногочисленных коренных москвичей шипят на "приезжих". Если раньше полушутя говорили: "Ты что, с Урала"? То потом стали употреблять уже "урюпинск". А сегодня услышишь и "мухосранск" и "задрищенск"... Говорят, ничуть при этом, не смущаясь, что сами почти поголовно из подобного "задрищенска"!

Удивительно ли, что провинциальный поэт выразил свое отношение кмосквичам в стихах: "Москву не взял Наполеон, Москва недавно лишь созрела. Посудной лавке нужен слон, когда посуда надоела". Принято это явление рассматривать как обычную реакцию приезжих на заносчивость и высокомерие жителей столицы. Ведь что имел в виду поэт, когда говорил, что у Москвы надо обрезать все коммуникации, после чего уже и "брать"...? Не военную же операцию, в самом деле. Не иначе, что она сосет соки со всех регионов. Это ведь, надо признать на сегодня самое распространенное мнение о столице! Но если провинциал в поэтическом экстазе хочет пережать вены, ведущие к "сердцу России", то москвичи-то чем лучше? Они наоборот, давят своим поведением на артерии, дающие "отток" крови... Так что, говоря сегодня об угрозе развала России, не ошибусь, если предположу, что исходит она в равной степени и из Москвы тоже. Антогонизм, одним словом, давно зашел за рамки обычной перебранки типа "Ты москвач! — А ты из Мухосранска!" Тут уже пахнет серьезным неприятием друг друга на почве чуть ли не межэтнической, как сказал бы Лев Гумилев комплиментарности.

А чего удивляться, вон в Индии есть же касты — и никто их существованию не удивляется. Или вы скажете, что москвичи — не особая каста? Каста, опираясь на поддержку которой у власти находится непотопляемый Лужок. У Путина вон жена не миллиардер, а у того — миллиардер... И сожги хоть с десяток манежей и обрушь столько же аквапарков — с Москвы, как раньше с Дону — "выдачи нет!" Косвенно существование такой касты подтверждает неуспех питерцев в попытках сделать жизнь в родном городе хотя бы отдаленно напоминающую московскую. Нет, за год или два "на улицах разбитых фонарей" такого феномена, как москвичи не сотворишь — даже с помощью "своего" президента...

Я, тем не менее, далек от мысли, что это — отдельный этнос на территории нашей страны. Но что какая-то особая консорция (можете назвать ее субэтносом по классификатору того же Гумилева) — все же приходится признать. Ведь во что превратилась Москва, если не в государство в государстве? Рыбу вон ловят на Дальнем востоке, а взятки за квоты на рыбных аукционах берут здесь... Возможно, что именно такое положение вещей привело и к разговорам о переносе столицы. Не угроза же войны, в самом деле! И чтобы выбранный для этой цели город не повторил судьбу "порта пяти морей" стали даже думать, где подальше его разместить. Аяцков вон из сердоболия Саратов предлагает... Хотя хорошо бы вслед за Петром Первым — где-нибудь на острие геополитического вектора. Скажем, на Дальний Восток: может, сунув голову в Тихий океан, очухается Россия от спячки. А Москва — та, как и раньше останется сердцем России. Здоровым, уберегшимся от застоя крови, который, как известно, ни к чему кроме инфаркта не приводит...

Валерий ДАВЫДОВ,
"ПРАВДА.Ру"

Обсудить