Борис Немцов: "Политклоунада - не для меня"

Как показывают опросы, большинство россиян убеждено, что "Союз правых сил" по-прежнему возглавляет Борис Немцов. На самом деле Борис Ефимович руководит "объединительной комиссией" СПС. "Правда.Ру" решила узнать его мнение о ситуации внутри партии и всего правого фланга в целом.

- Владимир Рыжков назвал вас пессимистом, потому что вы заявили - даже если демократы объединятся, то не преодолеют семипроцентный барьер на выборах 2007 года.

- Я сказал, что проблема преодоления семипроцентного барьера очень тяжелая. Даже если у нас будет единая колонна, то стопроцентной гарантии успеха ни один здравомыслящий человек не даст. Сейчас Россия проходит определенную стадию своего развития. Для меня ясно, что те ценности, которые написаны на знаменах СПС - свобода, собственность, закон, мало кого интересуют.

См. также по теме: Ребе Шнеерсон против Белых и Гозмана

- Но ведь на выборах 1999 года "Союз Правых сил" в одиночку получил 8,5 процентов голосов, что было успехом для только что созданной партии. Почему же вам не удалось создать праволиберальную партию, которая бы отстаивала интересы серьезного бизнеса, причем не только крупного, но и остального? А по действиям некоторых депутатов вашей фракции создавалось впечатление, что СПС борется в основном за права геев и проституток. Хотя на Западе правые партии отстаивают либерализм в экономике и традиционные семейные и духовные ценности.

- В "Союзе Правых сил" есть люди, которые пропагандируют либеральные идеи не только в экономике, но и в жизни, то есть выступают за терпимое отношение к традиционным религиям , сексуальным меньшинствам , есть элементы феминизма . А есть и консервативные деятели, которые, отстаивая либерализм в экономике, одновременно защищают церковные институты , базовые государственные ценности .

Я согласен, что тема традиционных ценностей, укрепления семьи должна быть не просто озвучена, но по ней надо выработать партийную позицию. Кстати, насчет необходимости роста рождаемости путем укрепления семьи мы говорили еще три года назад, но сейчас это будет выглядеть плагиатом. Думаю, что вопрос идеологической платформы ключевой, и мы начнем его обсуждать на съезде.

- В своем скандальном докладе "Штормовое предупреждение" группа Бориса Кагарлицкого обвинила СПС во "внутренней коррупции". Дескать, спонсорские деньги на выборах 2003 года разворовывались своими же.

- На мой взгляд, в докладе Кагарлицкого нет ничего такого, что могло бы стать предметом серьезного обсуждения. Да, наша кампания в финансовом плане была сильно централизована. Но, если бы она была децентрализована, то разворовали бы еще больше. Мы кое-что сделали, чтобы коэффициент разворованного был маленький - коллегиально принимали финансовые решения, нанимали подрядчиков на конкурсной основе. Эксперты считают, что, если у других партий на тех выборах коэффициент разворованного был около 50 процентов, то у нас - процентов 10-15.

- Тогда у вас с "Яблоком" были непростые отношения. А почему же сейчас не удается объединиться, несмотря на многомесячные туманные обещания с обеих сторон?

- Этот вопрос давно уже стал риторическим. В этой проблеме есть два слоя - идеологический и личностный, и оба важны.

Нас может объединить то, что " Яблоко " и СПС являются демократическим партиями в политическом плане, то есть защищающими права и свободы людей. При этом нас разъединяют различные взгляды на экономику. СПС здесь выступает как классическая либеральная партия, а "Яблоко" - как социал-демократическая. Отсюда такие острые дебаты по поводу реформ энергетики, коммунального хозяйства, итогов экономических реформ.

Теперь о личном. Все знают, что основатели СПС - люди, которые делали реформы своими руками. Как все российские реформаторы, мы несем ответственность за все плохое, хотя хорошее никто не помнит - забыли, что был дефицит продуктов, талоны.

Да, мы - архитекторы российского капитализма, и не снимаем с себя ответственности. И у нас с Явлинским разные оценки того, что было в 90-х годах.

Когда ты все время находишься в оппозиции , то можно все, что угодно говорить. Вот Явлинский сейчас все 90-е годы в черном свете вспоминает, в "Яблоке" составляются "черные списки" тех деятелей СПС, которые не могут войти в объединенную организацию. Похоже на абсурд.

-А какпродвигаютсяпереговоры с "республиканцами" Рыжкова? Обещанного на сентябрь объединительного съезда с его партией нет. А теперь выясняется, что реальная численность РПР весьма далека от заявленной.

- Я считаю, что требование о 50 тысячах членах партии чрезмерно - только избиратели могут определить, нужна им партия или нет. Считаю продолжение переговоров с Рыжковым делом полезным, потому что он всегда придерживался демократических взглядов. Конечно, объединение с республиканцами - не панацея, но оно усилит позиции и наши, и их.

- "Другая Россия" ясно обозначила свои планы стать надпартийным координатором президентской кампании Михаила Касьянова? Как бы вы оценили перспективы всей этой затеи?

- Есть два факта. Касьянов хочет участвовать в президентских выборах. Демократической оппозиции на этих выборах нужен единый кандидат. Убежден, что им должен стать самый популярный деятель, и это должно быть принято всеми. Технология определения самого популярного хорошо известна - и в России, и в мире. У нас же все хотят быть кандидатами в президенты - это несерьезно, это дурдом.

Считаю, что у Касьянова есть большое желание стать кандидатом в президенты. Чтобы реализовать свои планы, ему придется очень много над этим трудиться. Если бы на Касьянова не обращали никакого внимания, то шансов раскрутиться до сегодняшнего уровня у него было бы меньше.

- А как вы думаете, чиновники придут к Касьянову?

- Если он станет более популярным, к нему потянутся люди. А если его популярность будет на нынешнем уровне, то никто к нему не придет. Пока еще не стоит зацикливаться на личности кандидата в президенты. Касьянов заявился - хорошо. Рыжков - отлично. Хакамада , Каспаров , Явлинский - замечательно.

- А вы сами не хотите?

- Кандидатом должен быть наиболее популярный из демократов. И это должен быть единый кандидат. А если кандидатов от демократов будет много, то это значит участвовать в клоунаде "Выборы с получением одного или двух процентов".

- Предлагаете стать клоунами другим?

- Нет, пусть все определит популярность. Если окажется, что самым популярным политиком среди демократов является Немцов, то будем обсуждать. Клоунада - это когда в итоге на выборы пойдут все сразу - Касьянов, Рыжков, Хакамада, Явлинский, Каспаров.

- Как вы мыслите дальнейшие взаимоотношения между СПС и "Другой Россией"?

- Модератором там является, на мой взгляд, Каспаров, и он прекрасно знает позицию нашей партии относительно этой разношерстной компании. Даже если мне не симпатична политика Путина , я против объединения с националистами и "красными бригадами" товарища Анпилова .

Я вспоминаю шахтерские волнения лета 1998 года, которые практически парализовали страну. Они возникли стихийно, но потом их явно организовывали, поддерживали различные структуры, в том числе и Березовский . Помню, я поехал в город Шахты, где стояло 150 блокированных шахтерами составов. И кого я там вижу? Анпилова, который говорил, что если нам надо выбирать между капиталистической Россией во главе с вами и развалившейся страной, то мы выбираем развалившуюся страну. Как с таким человеком мы можем вести какие-то переговоры?

- А вот насчет изрядно всем поднадоевшего Лимонова, что вы думаете?

- Скажу свое мнение. Я считаю, что Лимонов - это вообще не политик. Это эпатажный деятель, эпатажный писатель, что и по его книжкам чувствуется, особенно ранним. Многие во власти считают, что Лимонов и его организация представляют угрозу стране. Я так не считаю. Если бы на его действия меньше обращали внимание, то о нем бы вообще мало кто знал. И события в Кондопоге гораздо серьезнее, чем выступление Лимонова в каком-нибудь клубе. Я говорю об этом, как человек, дважды пострадавший от лимоновцев.

- Нельзя ли в заключение об этом рассказать?

- Первый раз это было в Пензе, когда я выступал в политехническом университете. Два молодчика стали кидать в меня сырые яйца. Удалось увернуться, и яйца ударялись о доску. Когда хулиганов задержали, я сказал: "Леваки остались без яиц, а мне хоть бы что".

Второй случай был в Тюмени, где я агитировал за вступление России в ВТО . Лимоновцы запустили в меня банку с огурцами. Я эту банку поймал и сам запустил в этого гражданина. И, между прочим, попал!

Беседовал Андрей Щербаков
Автор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *