Из Кишинева в Домодедово: "свадебный перфоманс" оппозиции

Наталья Морарь вновь не допущена в Россию. Нетривиальная идея «свадебного путешествия» не оправдала надежд. Пограничники на свежий штамп о заключении брака с гражданином России не клюнули. Пока общественность задается вопросом «А должны были?», оппозиционные СМИ склоняют «произвол властей». В этом смысле путешествие Морарь до «Домодедово» и обратно можно считать вполне успешным.

Триумфального возвращение экс-пресс-секретаря каспаровской «Другой России» Натальи Морарь в Москву ожидаемо не состоялось. До сих пор не ясно, почему брак, скоропалительно заключенный с корреспондентом издания «The New Times» Ильей Барабановым, должен был «снять» запрет ФСБ России, посчитавшей присутствие девушки в стране нежелательным.

История больше смахивает на фарс – вначале девушка с молдавским гражданством активно поддерживает антиправительственные выступления в России. Затем ФСБ объявляет ее нежелательной персоной. Теперь, в борьбе за возвращение в Москву, она выходит замуж за журналиста Барабанова. И заявляет, что теперь-то путь в Россию для нее открыт.

Искать в этих действиях логику себе дороже. Тот факт, что Морарь теперь жена гражданина России, дает ей право на получение российского гражданства по упрощенной процедуре. Получение вида на жительство. Но вот на запрет ФСБ замужество Морарь никак влиять не может. В противном случае простое замужество (женитьба) были бы уникальным инструментом проникновения в страну кого угодно – начиная от террористов и заканчивая шпионами всех мастей.

Одно дело обсуждать причины, по которым Наталье Морарь запрещен въезд в Россию, соглашаться или не соглашаться с позицией ФСБ, которая сочла девушку «нежелательной персоной», даже оспаривать эту позицию в суде (чем и заняты адвокаты Морарь). Все это совершенно обычные действия гражданского общества. И совсем другое – устраивать не совсем понятные перфомансы, с очередной попыткой прорваться через паспортный контроль под объективами видео- и фотокамер. Въехать – не въехала, но пошумела изрядно.

История Морарь продолжается – она отказывается покидать Домодедово и садиться в самолет до Кишинева. Каково будет продолжение этого своеобразного «марша несогласных» в стенах аэропорта – можно только предполагать, но вариантов открывается множество. Можно объявить голодовку, можно дождаться насильственной депортации (что будет лишним поводом к заявлениям о давлении властей), можно провести импровизированную пресс-конференцию до, во время и после депортации.

Оппозиционные СМИ получили прекрасный информационный повод, который, надо полагать, за три дня до выборов будет отработан «на отлично». Законность или незаконность действий сотрудников пограничного контроля здесь особой роли не играет. «Все незаконно», - уверены оппозиционеры.

Действительно, «несистемная» оппозиция испытывает в последние месяцы серьезные проблемы с освещением своей деятельности. Не вызвали должного резонанса сообщения о подготовке «маршей несогласных», намеченных на 3 марта. Провалились попытки обвинить мэрии Москвы и Санкт-Петербурга в незаконном запрете шествий без предоставления альтернативных маршрутов.

Администрации Питера и Москвы лишь развели руками, констатировав, что «несогласные» слишком любят истерику. Северная столица провела все должные согласования и санкционировала «марш» – отметив, правда, что выйдут на него не более 800 человек. Столичное правительство, в соответствии с законом, ответило организаторам «марша» предложением подыскать другие маршруты для шествия.

Сама «несистемная» оппозиция пребывает в глубоком кризисе, разбившись на десятки мелких организаций и движений. Отдельно обличают режим Касьянов, Каспаров, Лимонов и Немцов. Ни о каком едином кандидате в президенты от оппозиции уже и речи не идет.

При этом оппозиционеры, надо полагать,  прекрасно понимают: если они не будут «светиться», о них забудут через пару недель. Приходится идти на самые разные ухищрения, чтобы напомнить окружающим о своем существовании. Да и западным кураторам  неплохо бы показать, сколь велики притеснения со стороны «режима», с которым «несогласные» ведут непримиримую борьбу.

На кон поставлено очень многое. А то, что сами «события» мелкие – так оппозиция у нас такая. Ноль целых 96 сотых процента поддержки населением. Несмотря на все крики про «ужасы режима», население этих ужасов упорно не замечает. 

Автор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить