Марш расколовшихся

"Марши несогласных", состоявшиеся 18 и 19 мая в Самаре и Челябинске соответственно, не только подчеркнули финансовую зависимость их участников, но и наглядно продемонстрировали нарастающий раскол в " Другой России ". Пара десятков активистов запрещённой НБП, поднявших флаг "Другой России" в городе на Волге, 50 "несогласных" в Челябинске, 15-20 человек в Нижнем Новгороде, один человек в Саратове - вот и всё, чем может похвастаться "Другая Россия" за последние пару месяцев борьбы с режимом. Такое снижение активности не случайно. Это и снижение финансирования, и элементарная усталость, и, что, наверное, самое важное, серьёзные разногласия между лидерами коалиции.

Деньги любят счёт

Утром деньги - вечером стулья - такое условие ставил рабочий театральной сцены Остапу Бендеру. Этому же принципу свято следуют и потенциальные участники "маршей несогласных", не привыкшие доверять оппозиционерам. Стоило самарским милиционерам задержать на вокзале исполнительного директора "Объединённого гражданского фронта" Дениса Билунова с тугими пачками тысячерублёвок в портфеле, как вместо заявленных тысяч "несогласных" на согласованное с мэрией Самары шествие вышло едва ли более двух десятков активистов "Другой России". Куда делись остальные тьмы и тьмы несогласных с политикой Владимира Путина? Наверное туда же, куда и участники "Марша несогласных" в Саратове, на который вышел... один (!) человек - непосредственно сам организатор акции, председатель саратовского отделения РНДС Александр Рябов. Отсутствие других "несогласных" он объяснил "недостаточными финансовыми возможностями саратовского отделения РНДС".

А ведь выделивший на проведение "маршей" 2 миллиона долларов олигарх Борис Березовский предупреждал кассиров " Другой России ", чтобы те не жадничали. "Первый тур "марша", по-моему, получился удачным. Обязательно компенсируй всем "физические неустойки". Дима, обязательно все "участники" должны остаться довольны! Это важно", - пишет Борис Абрамович из Лондона.

Но у организаторов "маршей" на этот счёт иное мнение. Им не только не хочется делиться с соратниками, но они выражают явное и открытое недовольство "траншу из Лондона". "Если говорить о "Маршах несогласных", на которые якобы выделено два миллиона долларов, то могу сказать, что бюджеты партий на региональных выборах уже исчисляются десятками миллионов долларов", - считает один из активных сторонников "Другой России" депутат Госдумы Владимир Рыжков .

Единственные, кто пока ещё остаётся доволен сотрудничеством с "Другой Россией", так это отечественная и иностранная пресса, аккуратно получающая свои серебренники за "правильное" освещение "маршей несогласных". Как заявил один из лидеров коалиции, руководитель "Объединённого гражданского фронта" Гарри Каспаров , именно его организация занималась приобретением билетов для иностранных журналистов на злополучный рейс Москва-Самара. А ведь "Wall Street Journal", "Daily Telegraph" и прочие издания не так бедны, чтобы соблазниться халявными авиабилетами. Скорее всего, речь идёт о целом пакете оплаченных услуг, включая и командировочные корреспондентов, и публикацию материалов.

Недовольство Борисом Березовским, желающим получить максимальный результат за минимальные средства, вылилось в смену тактики. Группа Гарри Каспарова, осуществляющая реальное управление оппозиционной коалицией, приняла решение о выдвижении нескольких кандидатов. Расчёт прост: чем больше кандидатов, тем больший бюджет на проведение агитационной кампании можно затребовать со спонсоров. А уж как "пилятся" деньги на выборы, главному политтехнологу "Другой России" марине Литвинович объяснять не надо.

Единый и неделимый

Новая тактика Марины Литвинович, тут же нашедшая своё проявление в выдвижении кандидатом в президенты РФ от "Другой России" бывшего главы Центробанка Виктора Геращенко , вызвала явное неудовлетворение у конкурирующего с Каспаровым за лидирующие позиции Михаила Касьянова . Экс-премьер на словах поддержал инициативу Геращенко, посоветовав при этом "Гераклу", правда, для начала возглавить какое-нибудь патриотическое движение. А прикомандированный к Касьянову лидер нацболов Эдуард Лимонов высказался ещё более резко. "Я думаю, что у Виктора Геращенко меньше шансов, чем у Михаила Касьянова", - заявил Лимонов, подчеркнув, что знает "позицию Гарри Кимовича", но не разделяет её, поскольку считает это иллюзией. "Я за то, чтобы был один кандидат. Я не понимаю эту идею с несколькими претендентами", - сказал он.

Не поддержали идею Марины Литвинович с несколькими кандидатами и рядовые члены оппозиционной коалиции, высказавшие всё, что они думают о политтехнологических талантах пресс-секретаря Каспарова в её "Живом журнале". "Распылится протестный электорат на 3-4-5 процентов каждому из "других" кандидатов, а мы во втором туре поимеем выбор между двумя преемниками... логика выдвижения группы кандидатов от оппозиции в корне ошибочна: если выдвигается несколько кандидатов, они никак не могут поддержать общую программу, ибо сами идеологические установки у них разные, и неискренность заявлений о единстве будет очевидна всем, и более того, если выдвигается несколько кандидатов, то бренд мировоззренческой альтернативы путинизму будет распылен не только между ними всеми, но и между ними и подставными кандидатами от контролируемой оппозиции... Тактика кажется оправданной, но и немного стрёмной всё-таки: чтобы кто-то из Других дошёл до второго тура, надо не растерять голоса в первом. Уже сейчас в сообществе началось голосование по нескольким кандидатурам. А каково во время реальных выборах-то будет определиться?...", - примерно так отреагировали посетители интернет-блога Марины Литвинович на её предложение, задумавшись о целесообразности своего участия в движении, руководители которого на ходу меняют идеологию.

Стрит-шоу

Нет единства в "Другой России" и относительно формата проведения мероприятий. После несанкционированных шествий в Москве и Санкт-Петербурге, когда лидеры коалиции в буквальном смысле слова бросали людей в атаку на ОМОН, многие задумались: а ради чего они получают синяки и ссадины? Только ли для того, чтобы Касьянов или Каспаров могли рассказывать о том, как милиция разгоняет мирных граждан? Или для того, чтобы наёмные провокаторы, подзуживающие толпу, могли требовать от организаторов помимо традиционной оплаты ещё и премиальные за понесённый ущерб? Даже Ирина Хакамада , поварившись немного в котле "Марша несогласных" на Пушкинской площади в Москве 14 апреля, призвала людей не поддаваться на провокации и участвовать только в разрешённых акциях.

Но в том-то и дело, что Каспарову и Ко невыгодны разрешённые мероприятия. Как показала практика, для того, чтобы получить хорошую картинку, необходимо всего лишь вывести в какое-нибудь людное место несколько десятков хорошо обученных уличных бойцов, умеющих и спровоцировать на жёсткие действия милицию, и подставить под удар ничего не подозревающих случайных прохожих.

Покаяние

Чем дальше, тем больше людей, по разным причинам оказавшимся в "Другой России", понимают всю бесперспективность и бесполезность своих метаний. Они, в отличие от остальных, не причастных к активным политическим процессам граждан, ясно видят то, что общество не только их не поддерживает, но и откровенно чурается. Например, после московского "марша несогласных" они получили не ожидаемые аплодисменты простых москвичей, за права которых, как они полагали, борются, а груды заявлений в столичную прокуратуру с требованием наказать лидеров "Другой России" за организацию беспорядков в городе. Ещё более печальная ситуация наблюдается в регионах, где идеи "Другой России" не находят отзыва в умах и сердцах людей. полтора-два десятка человек - это всё, что можно занести в актив региональной оппозиции. Последний гвоздь, разбивающий иллюзии "несогласных", вбивают социологи. Согласно последним результатам опроса населения, проведённого Фондом "Общественное мнение", лишь 1% опрошенных верно определили организаторов участников "маршей несогласных", "сторонниках Каспарова" и "лимоновцев". Остальные либо по традиции принимают "несогласных" за коммунистов, либо недоумённо пожимают плечами.

Всю нищету "Другой России" уже по достоинству оценили в КПРФ , " Яблоке ", СПС , отказавшись сотрудничать с касьяновско-каспаровским тандемом. Буквально сбежал из коалиции и лидер "Трудовой России" Виктор Анпилов , заявивший, что не понимает, чего добиваются "другороссы". Практически самоустранилась от участия в проектах "Другой России" Ирина Хакамада. Идёт серьёзное брожение и среди представителей других организаций. Вот и получается, что массовость "маршей" зависят от того, привезут ли с собой Касьянов, Каспаров, Лимонов и т.д. уже сформированные бригады "несогласных" или же активистам "Другой России" в регионах придётся опять врать о том, как милиция и ФСБ забаррикадировали двери в подъездах домов, чтобы не пустить жителей города на митинг оппозиции.

Автор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Последние материалы