Демократическая партия России, которая еще совсем недавно казалась раритетом «эпохи перестройки», стремительно возвращается к жизни. 28 мая 2005 года на съезде ДПР председателем ЦК был избран небезызвестный политтехнолог Андрей Богданов, а председателем исполкома ДПР – генерал Александр Половинкин, работавший некогда помощником премьер-министра Михаила Касьянова по военно-техническому сотрудничеству.
Несколько позже стало известно, что новый съезд партии назначен на 17 декабря. Александр Половинкин сообщил в интервью газете «Ведомости», что на съезд прибудут 203 делегата из 54 регионов страны и что многие из них «уже обратились к Касьянову с призывом возглавить партию». С этого момента мало кто сомневался, что вся процедура реанимации ДПР проведена специально «под Касьянова».
В результате этой двухходовки Михаил Михайлович, в котором некоторые зарубежные спонсоры российской демократии видят наиболее подходящую кандидатуру лидера объединенной оппозиции, должен был поменять свой расплывчатый статус «бывшего премьера» на почетный пост партийного вождя. Однако неожиданно выяснилось, что в рядах самой ДПР далеко не все разделяют уверенность политологов и журналистов, «сосватавших» старейшую демократическую партию России за вальяжного экс-премьера.
Многие руководители региональных отделений партии вообще не слышали о том, что Касьянова прочат в новые лидеры ДПР. С удивлением восприняли эту информацию в Мурманске:
«Я не знаю, что у нас есть такой лидер, - прямо заявил руководитель Мурманского отделения ДПР Валерий Худяков. – У нас сейчас будет съезд, это верно, но пока мы ни о каком лидере не говорим. Идет подготовка к перерегистрации партии, это все. Что касается Касьянова, я не могу ничего сказать, я не знаю человека, не знаю его целей, задач. Но я не слышал, чтобы Касьянов был у нас в руководстве партии...»
В отличие от мурманских партийцев лидер ДПР в республике Марий-Эл Василий Сорокин о планах экс-премьера возглавить партию слышал, но сомневается в том, что это вопрос решенный. «Его же еще никто не избрал. Об этом можно говорить только после того, когда проголосуют на съезде. До решения съезда это является только разговорами и пожеланиями».
По мнению Сорокина, ДПР Касьянову пытаются продать не слишком чистоплотные политтехнологи: «Появились вдруг в партии Богданов и Смирнов. Когда-то они были в ДПР, потом ушли на вольные хлеба, то они где-то «Единую Россию» раскручивали в каком-то из регионов, то, видимо, еще что-то делали. И вот вдруг они обратно здесь (в ДПР) появляются и нам говорят, что найдут лидера узнаваемого, весомого, поэтому их нужно сделать председателями ЦК партии, заместителями и т.д». Однако руководитель Марийского отделения считает, что планы Богданова и Смирнова могут быть сорваны на самом съезде.
«Еще надо знать Демократическую партию, с которой бывало и такое, что избирали лидера и в ближайшее время его и свергали. Либо вообще не избирали этого лидера на съезде. Мы знаем, например, что в «Единой России» все будут голосовать как один. В демократической партии такого нет, здесь все голосуют, как посчитают. Можно собрать людей перед съездом, поговорить с ними посидеть, хорошо подумать и проголосовать, как совершенно не ожидали те, кто, может, пытался купить. Здесь уже будет решающим не вопрос денег».
Таким образом, не исключено, что итоги съезда ДПР, который пройдет в столице 17 декабря, станут неожиданными не только для рядовых членов партии, но и для самого экс-премьера, уже примеряющего на себя белые одежды вождя объединенной оппозиции.
Платон Березин
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.