Реагировать на то или иное событие для участников политического процесса дело привычное, ибо это медийный ресурс, возможность набрать определённое количество рейтинговых баллов, а то и продвинуть под шумок свой собственный интерес. Но даже у наиболее "отмороженных" представителей политического сообщества должно быть чувство меры, предохраняющее от, образно говоря, выезда на "встречку". В случае с нападением на Олега Кашина кое у кого этот предохранитель не сработал.
Спустя сутки после произошедшей трагедии лидер оппозиционной коалиции Борис Немцов готов назвать виновников преступления. В эфире радиостанции "Эхо Москвы", а затем в своём блоге он указывает на то, что среди версий, связанных с профессиональной деятельностью Олега Кашина, "широко обсуждаются четыре" — "и все эти четыре версии прямо или косвенно завязаны на Суркова — первого заместителя главы администрации президента".
9 ноября он и его коллеги по свежесозданной оппозиционной коалиции выступают с требованием отставки Владислава Суркова, который "несет ответственность за цензуру, воцарившуюся в наиболее значимых средствах массовой информации". Ещё один участник коалиции "За Россию без произвола и коррупции" данное заявление подписывать отказывается, поскольку склонен возлагать ответственность на Медведева и Путина.
При этом заявителей вряд ли будут интересовать выводы, сделанные следственными органами. Равно, впрочем, как и сам Кашин, которого сейчас просто используют в своих интересах отдельные политические деятели. Что, учитывая состояние пострадавшего журналиста, очень удобно.
"У нас многие политики делают себе имидж и пиар на любой проблеме. Но нельзя делать имидж на таких грустных историях, фактах, притом с обвинениями конкретных людей, власти, организаций и т. д. Это вызывает только сожаление. Когда я читаю комментарии, кто избил Олега Кашина, кто его враги, то мне становится неприятно. К сожалению, как я уже сказал, многие наши политики не соблюдают элементарные нормы морали и этики", — говорит вице-президент Общероссийского союза юристов Владислав Гриб.
Читайте также: Михаил Леонтьев: Немцов ведет себя крайне глупо и неприлично
Гнусностью считает заявления оппозиционеров член Общественной палаты Ярослав Терновский: "Сначала всё-таки должно своё слово сказать следствие. Конечно, общество не может быть равнодушным и мы должны всё сделать, чтобы установить людей, которые совершили это преступление. Но я не могу принять слова Немцова, который использует трагедию в политических целях. Олег Кашин — это профессионал, который видел слабые стороны и у власти, и у оппозиции, честно высказывая свою позицию. Поэтому совершенно не понятно, откуда могла прийти эта беда. В этом должно разобраться следствие. А пытаться так использовать это — совершенно непорядочно".
Не готовы подписаться под заявлениями оппозиционеров и коллеги Олега Кашина по журналистскому сообществу. По мнению журналиста и политолога Михаила Леонтьева, обвинять в нападении на Олега Кашина власти бессмысленно, так как "Кашин ненавидел немцовско-рыжковскую публику профессионально". "Поэтому если, грубо говоря, идти по пути, протоптанному Немцовым и кампанией, то скорей всего, его избить должны были именно они. Они первые подозреваемые", — отмечает Леонтьев.
"Олег работал и у нас, в "Твоем дне". Он очень острый журналист, он писал с очень мощной критикой про всех, и про ту же оппозицию он писал много разоблачений. Его последняя статья, насколько я знаю, была о том, что "Стратегия-31" развалилась и о вине лидеров оппозиции в этом. Давайте мыслить логически,если почитать материалы Олега против оппозиции в разное время написанные, то можно и предположить, что и они [оппозиционеры — прим. ред.] теоретически могли мстить. Я ни на что не намекаю, но есть народная мудрость о том, что часто вор кричит "держите вора", верно?", — заочно соглашается с коллегой гендиректор "Ньюс медиа" Арам Габрелянов.
Что касается политики, направленной, по мнению Немцова, политики "на удушение свободы слова, уничтожение оппозиции и преследование правозащитников, которые борются за гражданские права", "проводником" которой является Владислав Сурков, то, как напоминает Михаил Леонтьев, и Рыжков, и Немцов в свое время имели прямое отношение к власти. "Однако нельзя говорить о том, что при их присутствии во власти журналистов никто пальцем не трогал. Почему-то Немцова никогда не интересовало: кто и за что убил журналиста Холодова, и как идет расследование, а в ведь расследование было фиктивным. Это же относится и к убийству Листьева", — отмечает политолог.
Вообще же, за период вице-премьерства Бориса Немцова с марта 1997 по август 1998 годов по официальным данным в результате насильственных действий в стране погибло 23 журналиста. При этом многие из этих преступлений так и остались нераскрытыми. Что, по сравнению с аналогичной статистикой за последние два года, просто пугает. В прошлом году погибло восемь журналистов (это цифры, без указания мотивов и обстоятельств трагедии), в 2008-м — пять человек. Так при ком, исходя из логики рассуждений Немцова, проводилась политика удушения свободы слова и уничтожения оппозиции?
Читайте также: Владимир Соловьев: не набивайтесь в друзья Кашину
"Давайте тогда сделаем симметричное предположение, — предлагает М. Леонтьев. — Может быть, их всех их убил Немцов? Потом вспомните историю с самим Немцовым, когда он избил журналиста только за то, что тот назвал его "политическим насекомым". А ведь Кашин говорил ровно то же самое. Почему бы в таком случае Немцову не нанять людей, чтобы они избили журналиста?"
В любом случае, проведение сравнений, параллелей и т. п. — это вопрос политический и дискуссионный, который можно обсуждать после того, как будет завершено следствие по этому делу.
"Что же касается обвинений кого-то, то беда, коль сапоги начнет тачать пирожник, а пироги — сапожник печь. То, что сейчас выдается "на гора" оппозицией и прочими политическими силами, в лучшем случае, истерическое возбуждение, которое всегда появляется в неадекватном бреду. А в худшем случае — сознательный, ледяной политический расчет с целью пиара", — считает публицист Леонид Радзиховский. Цель, по словам журналиста, очевидна: "прицепить Суркова к этому делу фантастическим путем". "Цель понятная, методы — грязные, как любые политические методы", — констатирует он.
"Мы все считаем, что те, кто напал на Кашина должны быть найдены и наказаны. Но существует в стране закон, который уже давно игнорирует Немцов и Милов", — считает ведущий воскресного выпуска программы "Время" Петр Толстой. По словам Петра Толстого, Олег Кашин прошел достаточно извилистый журналистский путь — в своих публикациях и убеждениях. "Поэтому говорить о политической подоплеке (нападения — прим. ред.) не приходится, — полагает тележурналист. — Я считаю, что все версии, которые сейчас выдвигаются, это досужие разговоры кухарок. А серьезная работа заключается в том, чтобы опросить всех, с кем общался Кашин. А это дело профессионалов".
Читайте самое интересное в разделе "Политика"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.