Народ устал от болтунов и авантюристов

В предновогодние дни принято подводить итоги года уходящего. Для кого-то главным политическим событием 2005 года, несомненно, станет «дело Ходорковского» и связанная с ним истерия части политиков. Для других – удачи и неудачи партий различного толка на выборах. Но давайте зададимся вопросом – а что же стало главным в политической жизни России для самого обычного российского избирателя? Оказывается, несмотря на социологические опросы, сделанные центром Левады по заказу пресс-службы Ходорковского, судьба и политические амбиции осужденного олигарха народ мало волнуют. Равно как и юридические тонкости работы многочисленных некоммерческих организаций, поскольку проку от них для большинства россиян никакого. Зато народ показал всем – и Кремлю, и оппозиции, что хочет видеть во власти честных профессионалов, занимающихся конкретными делами, реальными социальными программами, а не поддерживаемых скрывающимися от правосудия «кукловодами» шоуменов, которые, кроме воплей «Караул! Демократия в опасности!», ничего обществу предложить не в состоянии. Такой настрой умов граждан однозначно подтвердили итоги недавних выборов в Москве, Новосибирске, Хабаровске, Твери и Тамбове.

Вот почему самым важным политическим итогом годом стало четкое обозначение федеральной властью тех национальных программ, на реализацию которых должны быть брошены все силы. Это то, что волнует каждого из нас, - развитый и независимый от зарубежных поставок аграрный сектор, бесплатное здравоохранение, доступное образование и такое же доступное и достойное жилье. Определен и ответственный за эти дела – Дмитрий Медведев, который, по мнению многих экспертов, скоро может сменить Михаила Фрадкова на посту премьер-министра. После назначения Медведева на должность первого вице-премьера и правая, и левая оппозиция тут же заговорили, что Путин, дескать, начал операцию «Преемник». Но, согласитесь, что на Медведева возложено руководство решением таких сложнейших задач, что претендовать на президентский пост он сможет только, если добьется ощутимых результатов.

Вторым значимым итогом года стало признание Конституционным судом законности новой процедуры избрания губернаторов законодательными собраниями регионов по представлению Президента. Кремль наконец-то всерьез взялся за наведение порядка в региональных управленческих элитах. Лукавым критикам этого решения, которое, как показывают опросы, поддерживает абсолютное большинство простых граждан, хорошо известно, к чему привела старая, якобы демократическая, система выборов глав регионов. Зачастую эти выборы превращались в борьбу коррумпированных кланов, на что расходовались колоссальные средства. С приходом нового руководителя в регионе начинался передел собственности, а «выбранный народом» деятель занимался не столько решением социальных вопросов, сколько рассаживанием на теплые места родственников и друзей-спонсоров.

В условиях полной бесконтрольности некоторые губернаторы даже уходили в многомесячные запои, как это делал, к примеру, бывший глава Московской области Анатолий Тяжлов. Пока он пил, в области начинался настоящий бардак. И сместить такого губернатора никак было нельзя – выбран народом! Неслучайно, представитель Госдумы в Конституционном суде Елена Мизулина, хорошо знающая нравы в среде правых изнутри, обратила внимание на проблему губернаторского пьянства. И как ни крути, назначенные губернаторы работать должны лучше, чем выбранные, потому что обо всех их делах, в том числе и запоях, будет известно Президенту с соответствующими оргвыводами.

Критикам же реформы стоит перечитать второй том «Мертвых душ» Гоголя, знаменитую речь князя перед провинциальными чиновниками, в которой великий писатель выразил не устаревшую по сей день мысль: защитить простого человека в России может только сильная центральная власть, способная по закону жестко карать воров, мошенников и подлецов на местах.

Нашим либералам хорошо известно, что за годы выборности губернаторов во многих регионах, в особенности, на Северном Кавказе, власть узурпировали полумафиозные кланы, которые накопили такие капиталы, что их процедура якобы демократических выборов вполне устраивает. И просто так свои позиции они сдавать не намерены. Чтобы решить эту проблему, Кремль пошел на радикальный шаг – в некоторые регионы кандидатами в губернаторы были предложены популярные фигуры из Москвы, доказавшие на деле, что они являются эффективными и авторитетными руководителями. И сама идея, и предложенные фигуры оказались на редкость удачными: законодатели Нижегородчины с удовольствием проголосовали за бывшего вице-мэра МосквыВалерия Шанцева, а депутаты законодательного собрания Калининградской области выбрали вице-спикера Госдумы Георгия Бооса главой региона. Судя по тому, как редко мелькают эти фамилии в информационном потоке, варяги из Москвы всерьез занялись чисткой тех авгиевых конюшен, которые достались им от «демократически избранных» предшественников.

А в Ивановской области только что с энтузиазмом встретили еще одного московского варяга Михаила Меня, равно как и слова представившего Меня Георгия Полтавченко о том, что центр будет жестко и каждодневно требовать от нового губернатора отчета о работе.

Показав обществу, что властная вертикаль будет укрепляться, Кремль одновременно дал понять, что это не должно отразиться на демократичности принятия важнейших для страны решений и как-то повлиять на соблюдение прав и свобод граждан.Чтобы общество через своих наиболее известных и достойных представителей контролировало власть, предлагало ей свои идеи, и была создана Общественная палата при Президенте России, что также стало одним из главных политических событий года. Этот ход Кремля также вызвал нервозность у оппозиции, в основном либерального толка. Но, кроме дешевого ерничанья, никаких аргументов против не прозвучало. Тем более что в Общественную палату вошли деятели, не только лояльные Путину и его окружению, но и те, кто власть довольно резко критикует. Скажем, президент Адвокатской палаты Москвы Генри Резник, получивший прекрасную возможность превратить свое публичное недовольство ситуацией в стране в конкретные предложения по ее улучшению.

Либералы так озлобились на еще не начавшую работу Общественную палату, что на каждом углу талдычат: ну что это, мол, за ширма для Кремля и что можно ожидать конструктивного от организации, куда вошла Алла Пугачева? И не понимают, что такими заявлениями выдают себя по полной программе. Ведь, с точки зрения простого избирателя, Алла Борисовна Пугачева может предложить гораздо более здравого в своей сфере (а, может, и не только в своей), чем какая-нибудь Хакамада или, не к ночи будет сказано, Ганнушкина. Да и заслуженной популярности у Пугачевой гораздо больше, чем у некоторых политиков, претендующих на значимую в нашем обществе роль.

А выборы минувшего года весьма доходчиво показали, каким политическим силам народ отдает предпочтение. Можно сколько угодно говорить об административном ресурсе и бездоказательно рассуждать о фальсификациях, но успех «Единой России» только административным ресурсом объяснить невозможно. Ведь точно такой же административный ресурс был десять лет назад у черномырдинского «Нашего дома – России», но тогдашней «партии власти» это совершенно не помогло. Думается, что успех «единороссов» на выборах в Москве и в регионах объясняется, что показал и съезд партии в Красноярске, отказом от участия в идеологических баталиях и сосредоточении исключительно на участии в программах по улучшению жизни россиян.

На фоне «Единой России» остальные партии встречают Новый год довольно скромно. На лево-патриотическом фланге что-то праздновать могут разве что коммунисты, увеличившие свое представительство в законодательных собраниях. А вот националистическая «Родина», несмотря на амбициозность ее лидеров и странноватые «ноу-хау», похоже, теряет свою недолгую популярность, что, в частности, подтвердило спокойное отношение москвичей к снятию партии с выборов в Мосгордуму. Впрочем, многие подозревают, что снятие «Родины» с выборов – это пиар-находка рогозинской команды, чтобы создать для «Родины» имидж самой крутой оппозиционной силы, которую власти жутко боятся.

Либералам же праздновать вообще нечего. Жители Твери и Тамбовщины как раз перед Новым годом преподнесли им подарок, прокатив мимо тамошних Дум. И с каким свистом! 0,94 процента голосов, полученных «Яблоком» в Тамбове, лучше всех слов говорят о том, как относятся в российской провинции к нашим либералам. На этом фоне 11 процентов, полученных коалицией «Яблока» и СПС, в столице выглядят просто фантастическим успехом.

Чтобы удержаться хотя бы на обочине избирательского интереса, правые весь год пытались объединиться, демонстрируя свои амбиции и потешая народ «ярмаркой тщеславия». Безрезультатно: даже эфемерный союз «Яблока» и СПС трещит по швам, поскольку от лидера СПС Белых Чубайс и Гозман требуют безоговорочной поддержки Михаила Касьянова в качестве объединителя всех «демократов». Но, несмотря на вливания со стороны Березовского и Невзлина, Касьянову не удалось провернуть авантюру с циничной покупкой для себя Демпартии России. Рядовые члены ДПР показали «Мише-два процента», что в России есть и демократия, и законы. Скандальное фиаско Касьянова и компании продемонстрировало, что рядовые демократы ждут не сомнительных «лидеров», а обновления всего либерального движения и избавления от политбанкротов.

Единственным же из правых, кто более-менее удачно закончил политгод, оказался Владимир Рыжков со своей какой-никакой, но реально существующей Республиканской партией и отказавшийся участвовать, как ни звала его Хакамада, в касьяновских затеях.

Ну и, наконец, о деле Ходорковского. Простые россияне поняли, что в России наступает время всевластия закона и независимого от денежных мешков суда, время, когда свидетели преступлений начинают не бояться давать показания против самых богатых и возомнивших себя бесконтрольными хозяевами страны олигархов. А время, когда Ходорковский открывал ногой дверь в кабинет премьера Кириенко и требовал немедленного объявления дефолта для сохранения своего капитала, ушло. И это тоже важный итог уходящего года.

Андрей Щербаков

Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.

Автор Андрей Щербаков
Андрей Щербаков — журналист, бывший корреспондент, обозреватель Правды.Ру
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить