Бывший правитель Судана Джафар Нимейри возвратился на родину, проведя 14 лет в изгнании. Свое решение он объяснил тем, что правительство страны сделало шаг в сторону политического плюрализма. В виду имелось обещание военного режима президента Омара Хасана аль-Башира восстановить систему многопартийности.
Нынешняя суданская верхушка, пришедшая к власти после армейского переворота в 1989 году, объявила курс жесткой исламизации. Мусульманский фанатизм привел к еще большому обострению внутренних проблем страны. Углубился конфликт с христианским югом, где долгие годы не прекращается кровопролитная гражданская война. Ухудшились отношения со многими соседними государствами. Судан в целом оказался в положении парии на мировой арене, заслужив неудовольствие могущественных западных держав, в первую очередь Соединенных Штатов, обвинивших его в поддержке международного терроризма.
Внешняя изоляция и домашние трудности заставили официальный Хартум пойти на некоторые послабления. Отражением чего стало возвращение из изгнания Джафара Нимейри, тихо жившего на положении частного лица в Египте. За ним даже отправили правительственный самолет. А среди встречавших в аэропорту находился министр по делам президента Бакри Хассан Салех.
Особо бурных манифестаций по случаю прибытия Нимейри не было. Его приветствовали лишь пару десятков прежних сподвижников. 69-летний экс-правитель проследовал в зал для особо важный гостей, а оттуда на бронированном лимузине под охраной агентов службы безопасности он был доставлен в одну из государственных резиденций.
Журналистам не удалось пообщаться с Нимейри. Он сделал только короткое заявление: Я вернулся не к власти, а домой, чтобы вместе со своими братьями, которые избрали меня главой Коалиции трудящихся сил, участвовать в становлении подлинной демократии>. Вот такие благородные цели.
Правда, в устах Нимейри, который в свое время беспощадно подавлял любое инакомыслие и прославился жестокими репрессиями, рассуждения о демократии звучат несколько непривычно. Впрочем, жизнь сложная штука. Может и бывший диктатор, проведя почти полтора десятка лет на чужбине, изменился. Но в любом случае, по общему мнению политических аналитиков, у него нет серьезной поддержки внутри страны. Как конкурент властям он не опасен, а его приезд можно использовать в пропагандистских целях как свидетельство либерализации режима.
Игорь ТАРУТИН.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.