Врач-онколог, кандидат медицинский наук, старший научный сотрудник Института клинической онкологии ОНЦ РАМН Евгений Черемушкин рассказал "Правде.Ру" о том, как возникает рак и имеет ли смысл лечить его за границей.
Что делать, если у человека обнаружено онкологическое заболевание, какие первые шаги предпринять?
— Чем раньше вы выявляете это заболевание, тем больше надежды на успех. Все упирается в грамотную раннюю диагностику, проведение профилактических осмотров, хорошее оборудование, которое позволяет найти опухоль. Современные методы есть, они доступны, сейчас же технологичный век, найти хорошее оборудование и хорошие препараты всегда можно.
Какие могут быть варианты диагностики, как проводить?
— Опухоль начинается с уровня одной клетки, поэтому диагностика ранней формы очень сложна именно на первом этапе, когда первая группа клеток начинает формировать опухоль. Но, скажем, результаты лечения рака первой стадии, размер которой формально считается в большинстве случаев до двух сантиметров, все равно хорошие, поэтому найти опухоль до двух сантиметров уж точно можно.
Все мы должны каждый год проходить медосмотр?
— Да, конечно, хотя бы. Это, конечно, задача системы здравоохранения, еще с советских времен известно, что делать. Важно просто людей, не то, чтобы заставить, но, по крайней мере, заинтересовать в прохождении медосмотра, максимально упростить этот процесс, чтобы это было не так пугающе.
Многие при обнаружения опасного заболевания начитаются собираться на лечение в зарубежные клиники. Оправдано ли это?
— Совершенно не оправдано. Зарубежные клиники очень часто пользуются этим, потому что сейчас даже не скажешь, что это нормальное медицинское обслуживания, это уже бизнес, который направлен на то, что люди едут с большими глазами, совершенно напуганные. Этим многие пользуются.
Читайте также: Онкология: несколько поводов для оптимизма
— Тоже самое лечение можно получить и здесь, за исключением, может быть, сервиса либо каких-то новых технологий, которые идут на стадии экспериментальных разработок или апробаций, если это еще не вошло в широкую практику. Но в этом нуждается очень узкая группа пациентов с редкими опухолями и заболеваниями, которым нужна генетическая терапия, какие-то специальные препараты, специальные методики.
У нас тоже это потихоньку развивается, пусть не так быстро и, может быть, не в таком объеме. Но лучше всего вкладывать деньги в развитие нашего здравоохранения. Например, когда жена Косыгина (председатель совета министров СССР в 1964–1980 гг. — прим. ред.) заболела, то построили онкоцентр и кардиоцентр. А ехать и лечиться за рубежом, это, конечно, право каждого, но это неправильно. И потом там на реальное лечение уходит в лучшем случае половина суммы, а то и меньше. Поэтому я бы не рекомендовал, если это не специальный случай.
Причиной возникновения онкологии иногда называют стресс…
— Это имеет очень важное значение в развитии очень многих проблем, поскольку все в организме человека завязано на нервную систему.
Есть ли надежда, что когда-нибудь мы победим эту болезнь?
— Понимаете, человек — система эволюционирующая, есть определенные законы развития, есть системы, оберегающие от наследования и дальнейшего развития каких-то отрицательных качеств. Поэтому есть системы, которые защищают нас от этого, к ним относятся такие, как бесплодие и заболеваемость раком.
Тут очень много философских вопросов, но генетически это система самозащиты, система саморазвития, которая защищает нормальную систему эволюционного развития. Поэтому если мы ее победим, это будет так же негативно действовать на нашу генетическую информацию, и мы только усугубим проблему. Надо жить в мире с эволюцией, самим с собой.
Читайте также:
Волонтер: Раньше приходилось очень много бегать, чтобы найти спонсора
Эксперт: Тотальный медосмотр может не выявить опухоль, даже если она есть
Употребление анальгетиков может скрыть от вас рак — онколог
Все материалы по теме читайте здесь.