Хищная пена: полимерный утеплитель в панельных домах опасен для здоровья

"Живу я в сравнительно "молодой" панельной 16-этажке, стены которой утеплены пенопластом, — позвонил в редакцию киевлянин Борис Трофимчук. — Но с каждым годом в квартире почему-то становится все холоднее, а еще прочитал, что этот утеплитель выделяет вредные вещества, от которых сильно болеют дети. Так ли это?"

ХОЛОДНЫЙ ПЕНОПЛАСТ

Пожалуй, теперь уже все знают, что такое пенопласт, ошметки которого то и дело валяются у нас под ногами — возле мусоропроводов, в кладовках, на балконах. Этот изумительно легкий и даже теплый на ощупь материал, подаренный нам полвека назад химиками и названный ими пенополистиролом, на 98 процентов состоит из воздуха.

Поэтому его широко и давно, правда, в более плотном виде, используют при строительстве разных технологических зданий, жилых домов, панельные стены которых похожи на пирог с химической начинкой. Нынче сооружают и так называемые термодома: их стены возводят из монолитного железобетона, одновременно надевая на него с наружной и внутренней стороны термоблоки из вспененного полистирола.

В советские времена этот материал ничтоже сумняшеся узаконили специальными ГОСТами. Строителей привлекало то, что пенопласт был относительно дешев и шел в дело практически без отходов.

Первые тревожные звонки прозвучали в конце 90-х годов минувшего столетия, когда зимой стены во многих квартирах киевских панелек стали "плакать" и покрываться инеем, а их обитатели начали отчаянно мерзнуть и постоянно болеть. Об этом писали городские газеты, говорилось на совещаниях. Десятки созданных комиссий ходили по домам, опрашивали жильцов, писали какие-то протоколы. Однако ситуация не улучшалась, ибо дома не выполняли свои функции: зимой в них было холодно, летом — жарко.

Мне удалось выяснить, что подобные факты имели место и в других городах бывшего Союза. Например, московские ученые — завлабораторией российского НИИ строительной физики, доктор технических наук Александр АНАНЬЕВ и председатель правления Российского общества инженеров строительства (РОИС), доктор технических наук Олег ЛОБОВ зафиксировали случаи, когда за семь-десять лет эксплуатации конструкций втрое снизилась способность пенополистирола держать тепло. Это, по их мнению, происходит потому, что, кроме процесса естественного разрушения, действуют и другие факторы: например, ремонт квартир, неосторожное обращение жильцов с бытовой химией. Плохо переносит пенополистирол и летучие углеводородные соединения (они появляются, когда фасад красят или покрывают гидроизоляцией).

Безоглядное применение полимеров, как утверждает российский профессор Борис БАТАЛИН, сорок лет посвятивший изучению стройматериалов, может привести к тому, что сиюминутная экономия обернется впоследствии многомиллиардными затратами. Доказано, что через 10-15 лет пенополистирол неминуемо постареет, ухудшатся его теплозащитные свойства. А значит, тепла для обогрева домов понадобится вдвое больше.

Но главная опасность — влияние на человека — пока толком не исследована. Уже известный факт: большинство молодых женщин, живших на БАМе в передвижных домиках (а их утепляли именно пенополистиролом), потеряли способность к рождению детей. А в Белоруссии в домах, с аналогичным утеплителем дети до 14 лет болеют в пять- шесть раз чаще, чем в обычных домах.

ЕГО ЛЮБЯТ МЫШИ

Интересно, а как себя ведет утеплитель в киевских панельках? И строят ли до сих пор такие дома?

- Да, строим, — ответил мне главный инженер одного из киевских домостроительных комбинатов — ДСК-4 Николай МОИСЕЕНКО. — И у нас есть сертификат пригодности этого утеплителя для строительства жилья. Кстати, такие сертификаты имеют также государственные заводы-изготовители пенополистирола (ближайший из них — в Ирпене). Материал этот совершенно безопасен. Он, словно начинка в пироге, полностью закрыт в железобетоне и с жильем не контактирует. Его свойства как утеплителя изучил и дал гарантию киевский НИИ строительных конструкций. Уверен, что пенопласт будут использовать и впредь.

С подобным же вопросом я несколько раз обращался к начальнику столичного Государственного управления экологии и природных ресурсов Николаю МОВЧАНУ. "Мне пока ничего неизвестно о вреде пенополистирола", "Я поручил своим специалистам изучить эту проблему", "Вопрос сложный — изучаем", — неизменно отвечал Николай Михайлович.

Тогда я связался с начальником Киевгосэкспертизы Анатолем КАРМИНСКИМ и спросил его, действительно ли сегодня у нас в городе есть десятки домов с таким утеплителем и что по этому поводу думают строительные эксперты?

- Да не десятки,- ответил Анатоль Маркович, — счет идет уже на сотни домов. Хотя вообще-то говоря, этот вопрос надо задать городской санэпидстанции. Без ее выводов мы никому никогда не выдадим положительных заключений на строительство.

К сожалению, два моих обращения — личное и по телефону — к заместителю главного санитарного врача столицы Сергею ПАСТУШЕНКО несколько обескуражили меня. "Строители применяют материалы, которые должны иметь гигиеническое заключение Минздрава, — как-то неуверенно сказал он. — Но я еще должен этот вопрос провентилировать".

Чтобы окончательно прояснить ситуацию, звоню в Институт гигиены и медицинской экологии Минздрава Украины. "Ничего абсолютно безвредного в мире не бывает, — с ходу заявил мне заведующий отделом этого института, доктор медицинских наук Валерий СТАНКЕВИЧ. — То же и с пенополистиролами. Тем более что они разные бывают: одни — для холодильников,другие — для кухни, третьи — для утепления жилья. Между прочим, мыши почему-то любят грызть пенопласт — им, наверное, виднее. Конечно, всего можно ждать от утеплителя, который вопреки нормам крепят на внутреннюю поверхность стен, а затем заклеивают обоями или устанавливают возле него радиаторы отопления. Самодеятельность здесь недопустима. Имеются гигиенические заключения на сей счет, утвержденные Минздравом, и надо строго соблюдать допустимые нормы на изготовление, применение, миграцию и утилизацию изделий из пенополистирола".

ПОДЛЕЖИТ ЗАПРЕТУ

- Все гораздо серьезнее, — сказал "Ведомостям" известный украинский токсиколог, кандидат медицинских наук Владимир ШУМЕЙКО. — Когда этот самый пенополистирол горит, то образуется ряд очень токсичных веществ, от которых спастись уже нельзя. Большинство погибших во время печально известных пожаров в отелях "Россия" и "Ленинград" отравились именно продуктами горения пенополистирола. Быстротечная и неотвратимая интоксикация развивается из-за выделения так называемых цианосодержащих газов. Именно такие газы в годы Первой мировой войны использовались как боевые отравляющие вещества.

А еще пенопласт, по словам ученого, подвергается выветриванию, при котором в малых концентрациях возникают газосодержащие смеси. Если они долго воздействуют на организм ребенка или больного человека, то обязательно обеспечат затяжные и непонятные болезни. В западных странах все эти стойкие органические загрязнители (СОЗы) подпадают под запрет специальной Стокгольмской конвенции.

- Владимир Николаевич, вы рассказываете страшные вещи, но ведь пенопласт широко используется у нас не только при строительстве жилья. Из него делают разные упаковки, в том числе для овощей и фруктов, одноразовую посуду, в нем перевозят мороженую рыбу и мясо.

- Увы, таковы пока наши реалии. Возьмем, к примеру, холодильники. В них когда-то в качестве уплотнителя применялась тоже не очень приятная штука — стекловолокно. Сейчас все холодильники — это почти сплошной пенополистирол, который из-за длительного и резкого перепада температур подвергается деструкции. И всевозможные стиролы начинают "висеть" в них в виде взвесей — газоаэрозолей. Они "обогащают" собой мясо и рыбу, молоко и яйца, другие биологически активные продукты. В итоге возникает коктейль, даже приблизительный прогноз воздействия которого на организм человека ныне практически невозможен. Или такое. К нам то и дело завозят какие-то садовые евродомики и даже коттеджи с облегченными стенами из пенополистирола. Уверен: было бы не меньше вреда здоровью, сооружай их из радиоактивной чернобыльской древесины.

А вот лауреат Государственной премии Украины заведующий отделом НИИ строительного производства Анатолий БАГЛАЙ считает, что у нас к сожалению, довольно часто применяют полимерные материалы без учета возможных последствий. Токсические свойства многих из них требуют дополнительного изучения. Для этого необходимо провести дополнительные, более глубокие исследования, иначе последствия могут быть очень печальными.

В завершение хотел бы привести мудрое выражение бывшего киевского мэра Владимира ГУСЕВА, которое он часто любил повторять: "Чем больше мы строим панельных домов, тем больше нам придется строить больниц".

Генрих Сикорски, "Киевские ведомости"

Специалист Николаев Николай
Успешное лечение всех форм невынашивания и бесплодия
Обсудить