Зампредседателя комитета по образованию Госдумы Олег Смолин для Pravda.Ru прокомментировал решение минобразования ввести новые учебные стандарты.
—Недавно были приняты новые государственные образовательные стандарты для начальной, основной и старшей школы. В стандартах появилось такое любопытное понятие, как внеурочная деятельность с множеством требований сразу по нескольким направлениям. Появилось понятие портфолио для учителей и для детей. А можно ли реально отследить и оценить результаты всей этой самодеятельности? И не помешает формированию хорошего портфолио (а требования к нему строгие) активная внеурочная деятельность?
— Вопрос первый, нужна или не нужна внеурочная деятельность. По моему глубочайшему убеждению, она нужна. Более того, я считаю, что дополнительное образование в школе не менее важно, чем обучение по основным программам. Личный пример — я, например, не все помню, чему я учился по математике и химии, хотя я был золотым медалистом. Но вот шахматы, музыкальное образование и физкультура остались со мной на всю жизнь.
Любовь к поэзии, которая формировалась не только на уроках литературы, но и на литературных вечерах — то же самое. Поэтому внеурочная деятельность, если только ее не формализовать, это, на мой взгляд, плюс. Другое дело, что любая формализация в школе противопоказана. Там, где формализация — там нет образование. Образование — это там, где личность на личность, а не там, где показатель на показатель. Это первое.
Что касается портфолио. Я, с одной стороны, поддерживаю идею о том, что ЕГЭ не может быть единственным показателем при приеме ребенка в ВУЗ, должны учитываться и другие показатели. Но все зависит от того, какие это будут показатели и как они будут учитываться. Например, президент подписал указ о возвращении ГТО. Идея правильная. Но одно дело учитывать результаты ГТО при приеме в физкультурные учебные заведения, военные учебные заведения, силовых структур и некоторые другие, другое дело — учитывать ГТО при приеме в музыкальный или художественный ВУЗ. Это две большие разницы.
Нельзя все делать под одну гребенку. Поэтому внеурочная работа и то, что в некоторых регионах России взялись ее финансировать — это правильно, это шаг в направлении многостороннего развития личности. Но формализация любых показателей, в т. ч. и этих, убьет образование.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.